558

Платок с берестой, пояс из конского волоса. Как одевается мордва

Одежда, созданная на основе костюмов, которые татарстанская мордва носила более 100 лет назад.
Одежда, созданная на основе костюмов, которые татарстанская мордва носила более 100 лет назад. © / Лениногорский краеведческий музей

Финно-угорский народ мордва живет на территории современного Татарстана уже много веков. Как одеваются мордовские красавицы, какие секреты есть в их одежде, выяснил «АиФ - Казань».

О чём рассказывает пояс?

Мордва - народ шумный, весёлый, яркий. Эти черты характера проявляются и в национальной одежде, которую семьи передают из поколения в поколение. Каждый год через неделю после Троицы мордовская диаспора Татарстана собирается на праздник Балтай в деревне Мордовская Кармалка Лениногорского района. В этот праздник принято совершать моленья в честь хозяина леса – медведя. Кроме этого у татарстанского Балтая есть своя особенная традиция. Каждый год солистка мордовского фольклорного ансамбля «Эрзянка» Анна Александровна Мишкина, уже отметившая свой 80-летний юбилей, представляет мордовский национальный костюм. Он ей достался в наследство от прабабушки, ему больше 100 лет. Недавно «баба Аня», как ласково называют её в республике, преподнесла своё сокровище в дар краеведческому музею в Лениногорске.

Орнаменты, которые вышивали на одежде бабушки и прабабушки, сохранились и в семье председателя национально-культурной автономии мордвы в Татарстане Натальи Сабитовой. В старину создание национального костюма было настоящим ритуалом. Его шили и носили десятилетиями.

В Татарстане живут представители двух этносов мордовского народа: эрзя и мокша. К тому же особой этнической группой мордвы считаются жители села Мордовские Каратаи в Камско-Устьинском районе. У них есть свой театр, свой ансамбль. По словам краеведа Анастасии Миннигалеевой, у этой группы смешанные корни – мордовские и татарские. Речевые обороты жителей Мордовских Каратаев таковы, что их хорошо понимают татары.

«У каждой из этнической групп свои виды костюмов, - делится наблюдениями Наталья Сабитова. – Костюмы отличаются, но у них всё же есть много общего В основном в национальной одежде мордвы преобладают белый, красный и чёрный цвета. Учёные считают, что классический костюм мордвы сформировался в середине XIX века. Он не только нарядный, но и удобный. А ещё многослойный с множеством элементов, которые позволяли превратить повседневную одежду в праздничную. Так, готовясь к свадьбе невеста наряжалась больше часа, потому что в её костюме было много разных аксессуаров».

Председатель национально-культурной автономии мордвы в Татарстане Наталья Сабитова (слева) часто надевает эрзянский костюм..
Председатель национально-культурной автономии мордвы в Татарстане Наталья Сабитова (слева) часто надевает эрзянский костюм.. Фото: Из личного архива/ Наталья Сабитова

Основой одежды и женщин и мужчин была рубашка, по форме напоминающая трапецию. По-мордовски она называется «панар». Повседневный панар ткали из конопли, для торжественных случаев использовали лён.

Женщины поверх рубашки надевали тунику или сарафан. Эрзя называют её «руца», а мокшане - «балхон». Весной и осенью поверх туники носили чёрные безрукавки, которые обычно шили из овчины. Поверх панара повязывали каркс – вышитый разноцветный пояс. Но главным атрибутом женской эрзянской одежды считается пулагай. Так называется длинный пояс до бёдер из чёрных нитей. Иногда такой пояс дополняли валиком из конского волоса и шерсти, который весил до трёх килограммов.

«Когда к девушке приезжали свататься, она надевала пулагай выше – на пояс, - говорит Наталья Сабитова. – И создавалось впечатление, что у красавицы очень широкие бедра, которые плавно двигаются при ходьбе. То есть пулагай считался символом женственности. Широкие бёдра означали, что женщина сильная, здоровая, сможет родить много детей. Поэтому тётушки, бабушки тоненьких, худеньких девушек прибегали к хитростям –делали бахрому их пулагая больше и шире».

Главным атрибутом женской эрзянской одежды - набедренный пояс пулагай из чёрных нитей.
Главный атрибут женской эрзянской одежды - набедренный пояс пулагай из чёрных нитей. Фото: Лениногорский краеведческий музей

Мужские костюмы шили в основном из тёмных тканей. По стилю национальная одежда мордовских мужчин напоминает одежду русских, чувашей. Мужчины носили рубашки панар навыпуск и штаны, которые по-мордовски называются «понкст». Пояс, которым всегда подпоясывали панар, был одной из главных деталей и мужской одежды. Чаще всего его изготавливали из кожи и украшали металлической пряжкой. В богатых семьях пряжки делали из серебра, покрывали узорами. К поясу подвешивали бляшки, украшенные рисунками, орнаментами. По поясу, вернее, по прикреплённым к нему предментам можно было определить и материальное положение человека, и род его занятий. Воины, например, подвешивали к поясу оружие.

Летом мужчины поверх нательной рубашки панар надевали белую распашную. Весной и осенью носили приталенное суконное пальто чёрного или коричневого цвета - сумань. Его шили и для женщин.  Только сзади на талии женского пальто были сборки.

Отправляясь в дорогу, мужчины обычно надевали просторный чапан. повязывали его кушаком. У чапана был большой запах, длинные рукава.

В старину обувью мордовского народа были лапти с холщовыми портянками. В Татарстане мордва ещё в XIX веке начала носить кожаную обувь. Сапоги и полусапожки заказывали у татар и русских, которые издавна занимались выделкой кожи, шили кожаную обувь.

Почему грустит узор?

О возрасте семейном положении женщины «рассказывали» её причёска, головной убор. У пожилых женщин головные уборы были с очень скромной вышивкой, в их костюме было мало украшений.

Девушки заплетали одну косу, на голову повязывали ленточки, белые повязки. У замужних было уже две косы, которые укладывали венцом вокруг головы. В будни поверх кос женщины надевали небольшую шапочку из сукна– чеклик. В праздники и в гости голову украшали платком на твёрдой высокой основе. Для этого в платок специально подкладывали бересту или дерево. В первый год замужества женщина обычно надевала платок красного цвета. Праздничным головным убором считался также чепец с налобником, расшитым блёстками, бисером, из-под которого спадал на спину кусок вышитой ткани. Кроме того в гардеробе замужней женщины была сорока – головной убор из хоста, украшенный спереди вышивкой.

Каждая мордовская девушка с детсва умела вышивать.
Каждая мордовская девушка с детсва умела вышивать. Фото: АиФ/ Людмила Хартова

Каждая мордовская девушка с детства училась вышивать. К свадьбе она должна была украсить вышивкой все свои наряды. «По вышивке можно было судить, в каком настроении была невеста, когда готовила себе эту одежду, - отмечает Наталья Сабитова. - Если она не хотела выходить замуж, вышивка была однообразной – тоже красивой, но не было в узоре настроения. Ну а если девушка готовилась к свадьбе с любимым человеком, узоры были «танцующими», яркими, с выразительными орнаментами».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах