Горький не уставал повторять, что «физически родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани», где в юности прожил четыре года. Он приезжал в Казань, уже будучи известным автором. В год 155-летия писателя в Казани впервые провели фестиваль искусств «Горький+». Так писатель вновь «побывал» в городе, который называл одним из любимейших своих «университетов».
Почему личность Горького шире штампа «буревестник революции», и какие проблемы аккумулировал фестиваль, выяснила корреспондент «АиФ-Казань».
Жить с людьми и для людей
«У нас взорвался культурный вулкан!», - радовались казанцы в дни фестиваля и отчаивались, что невозможно увидеть все 70 мероприятий, заявленные в программе. «Горький+» одновременно шёл в театрах, концертных залах, музеях и парках. Открыли фестиваль в селе Красновидово, которое находится в часе езды от Казани. Будущий писатель, переживавший драму из-за несчастной любви, приехал туда по приглашению приятеля.
«Было очень интересно посмотреть, что видел Горький, может быть, в самый отчаянный период своей жизни. В Красновидово потрясающий мыс, который выходит на Волгу - сразу пошла фантазия, какие мысли Горького посещали, - поделился впечатлениями от поездки арт-директор фестиваля, народный артист России Евгений Миронов. - А люди, пожалуй, не изменились вообще. Ведь многие прототипы своих ранних рассказов Горький брал из общения с простыми людьми. Певец бедных - это всё родилось здесь, в Казани. Сложная жизнь была, есть и остаётся. Но люди просто потрясающие, с огромным позитивом!»
Одной из ключевых площадок фестиваля стал Лядской сад Казани. Там даже случайные прохожие как заворожённые шли за повозкой, напоминающей цыганскую кибитку. В ней оживали легенды о Ларре и Данко - героях рассказа «Старуха Изергиль». Можно было прикоснуться к пылающему сердцу Данко, услышать пронзительную историю любви Изергиль. В спектакле-прогулке по одному из ранних рассказов Горького мог поучаствовать каждый желающий. Постановка главного режиссёра Казанского ТЮЗа Радиона Букаева в прошлом году стала одним из хитов фестиваля, посвящённого 100-летию московского парка Горького. Сейчас её увидели казанцы.
В финале спектакля каждому зрителю предстояло ответить на вопрос, как он хочет жить - «Вне людей и для себя», «С людьми, но для себя», «С людьми и для людей»? и получить напутствие от героев постановки.
«После того, как мы опробовали формат спектакля-прогулки, в июле этого года создадим лабораторию «Театр у школьной доски», - поделился планами режиссёр Радион Букаев. - Её смысл в том, чтобы поставить эскиз по одному из произведений обязательной школьной программы по литературе, который вырастет в спектакль. Такие спектакли могут быть показаны в актовом или спортивном залах школ, в классах, даже на улице».
ГИТИС привёз на фестиваль постановку Владимира Байчура по пьесе Горького «Дачники». Иммерсивный спектакль с успехом шёл в московских особняках, построенных известным архитектором Львом Кекушевым. В Казани для показа выбрали музей Боратынского. Прекрасная усадьба с садом подчеркнула поставленную Горьким проблему: почему несчастны герои - красивые, обеспеченные материально люди, почему они живут тусклой, серой жизнью?
«Пьесу «Дачники» можно сравнить с «Вишнёвым садом», эти истории перекликаются, - отмечает занятый в спектакле актёр Дмитрий Миронов. - «Славное это занятие – жизнь… для того, кто смотрит на нее дружески, просто, - пишет Горький. - К жизни надо относиться, господа, доверчиво… Надо смотреть ей в лицо простыми, детскими глазами, и всё будет превосходно».
Инициатор фестиваля, народный артист России Евгений Миронов считает, что Горького необоснованно долго считали лишь родоначальником движения соцреализма и не уделяли должного внимания - задвинули на полку, и всё.
«В сложный исторический период для всего мира захотелось посмотреть, как жил этот человек, какая среда его окружала, - объясняет свой интерес к Горькому Евгений Миронов. - Для меня этот писатель, живший в переломный момент истории, стал художественным воплощением эпохи перемен. На мой взгляд, всё, что он писал, и что совершал как общественный деятель, очень актуально. Это великий писатель, произведения которого являются наиболее востребованными в театрах не только в России, но и за рубежом
Я абсолютнейший фанат «На дне». Для меня лично крылатая фраза «Человек - это звучит гордо» говорит о том, что самый страшный грех - это уныние. И когда человек поднимается (а во многих произведениях Горького практически со дна) и преодолевает немыслимые препятствия, именно потому, что он человек, создание божье, это говорит о силе духа человека».
Сад с Изергиль, «Горький Татарин»: чем удивил фестиваль «Горький+» в Казани
Сад с Изергиль, «Горький Татарин»: чем удивил фестиваль «Горький+» в Казани
Игнорировать невозможно
На основе «На дне» - самого культового драматического произведения Горького - для фестиваля поставили спектакль «Горький Татарин». Премьера постановки состоялась на театральной площадке MOÑ в Национальной библиотеке РТ. В спектакле сыграл актёр и режиссёр Ильнур Гарифуллин.
«В пьесе «На дне» есть персонаж татарин. Он как будто бы даже не может высказать полноценно свою мысль. Говорит многоточиями, какими-то междометиями, говорит неправильно, - напоминает постановщик спектакля, главный режиссёр Татарского театра им. Тинчурина Туфан Имамутдинов. - Нам показалось, что татарская нация, возможно, тоже раздробленная - есть астраханские, крымские, волжские, тептяри, мишары вот недавно сибирские татары выделились в отдельный субэтнос. Мы решили взять только тексты татарина из пьесы «На дне», и получился монолог. На каждую реплику этого героя из пьесы Горького драматург Дина Сафина написала свой текст».
Спектакль идёт 45 минут, и за это время зрители, по сути, считывают культурный код главного героя, принципы, по которым он живёт: «Не обижай человека - вот закон. Культура диктует, что всплески скорби и гнева неуместны. Плач привлекает несчастья…».
«Так как у Горького татарин по профессии крючник, носильщик, и у людей этой профессии были крюки, на которых они таскали тяжести, на этих крюках мы и выстроили весь спектакль, - отмечает Туфан Имамутдинов. -. Крюки символизируют обстоятельства, за которые человек зацепился и иногда не может с ними справиться. У каждого человека есть крючки в жизни, которые его не отпускают. И надо уметь эти сложности преодолевать».
Актуальность Горького режиссёр видит прежде всего в его внимании к простому человеку. Писатель никогда не игнорировал простой народ - давал высказаться простым людям через своих персонажей, которых он брал из жизни.
«На мой взгляд, сейчас, когда есть интернет, можно писать посты, комментарии, заводить свои блоги, народ тоже уже невозможно игнорировать», - считает Туфан Имамутдинов.
На фестивале «Горький+» шла речь не только об искусстве, но и о проблемах, волнующих татарстанцев. Так, журналисты заметили, что давно не издавались произведения Горького на татарском языке. Прозвучало и пожелание отреставрировать в Казани дом на ул. Ульяновых, 60, где некоторое время жил Горький.
КСТАТИ
Фестиваль искусств «Горький+»в год 155-летия писателя расширил свою географию. Он пройдет не только в московском Парке Горького, но и в Казани с 2 по 4 июня, в Нижнем Новгороде с 6 по 9 июля. Фестиваль следует принципам Горького и ставит своей задачей выявлять и поддерживать значимое в современной культуре, сохранять литературное наследие писателя и знакомить с ним как можно более широкий круг зрителей. Все самые значимые события фестивалей в Казани и в Нижнем Новгороде представят с 11 по 20 августа в Москве.