Примерное время чтения: 7 минут
126

Татарстанского «кина» не будет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Татарстан 23/11/2011

Верхушка айсберга

- Сколько членов в Союзе кинематографистов РТ сегодня?

- 36. СК РТ существует с 1981 г. В 1991 г. мы стали региональной организацией в составе СК России. Этого не удостоилось тогда даже Санкт-Петербургское отделение.

- Как и другие творческие союзы, СК РТ - на задворках общественной жизни. Почему?

- Наш творческий союз еле теплится. Под верхушкой айсберга - масса проблем. Когда-то был «Казанский феномен», это помогло развиться нашей документальной кинематографической школе: фильмы про преступные молодёжные группировки шли на всесоюзных экранах. Наших документалистов представляли Марина Разбежкина, Алик Привин, Коля Морозов… РТ-кинематограф просто пульсировал тогда в ответ на общественные явления. Сегодня как индустрия он в забросе. Мы ведь не можем работать «в стол». Кино – это, во-первых, злободневность, во-вторых, - база, оснащение, финансы. В 1991 г. мы были полны надежд, для которых имелись основания.

Мы – сможем?

- Где в бывших автономиях СССР есть свои киностудии?

- В Якутии и Башкортостане. К примеру, в Башкирии под киностудию быстренько отдали помещение бывшего завода, выделили средства, они снимают пару-тройку фильмов в год. А мы старались решать вопрос поэтапно. В 2006г. я как тогдашний председатель СК РТ пригласил в Казань Никиту Михалкова. Он понимал все наши проблемы. Я сказал, что первым делом необходима своя киностудия. Если этот вопрос решится, СК РТ получит стимул для развития. Эту позицию Никита Сергеевич отразил на встрече с тогдашним главой РТ. И Минтимер Шарипович сказал: «Республике киностудия нужна!». Мы занялись разработкой её концепции, привлекли учёных. Общественная палата РТ концепцию одобрила. А в 2008-м я ушёл с поста председателя правления СК РТ, который занимал два срока подряд. И всё заглохло. Ни в кого не хочу «бросать камни», но в любом деле важны лидеры с активной позицией. Теперь имеем то, что имеем. То есть ничего. А ведь вопрос был уже почти решён на уровне президента! Потом грянул дефолт, и судьбоносное решение Кабмин РТ так и не принял.

- Союз даже помещения лишили?

- Мы размещались в бывшем здании РК ВЛКСМ в Московском районе. В 2002г. не смогли его удержать из-за финансовых трудностей. А некогда прославленная Студия кинохроники – в стадии банкротства, последнюю «жилплощадь» теряем.

Здесь вам - не тут!

- Есть ли люди, способные создать РТ-кинематограф?

- Есть. Почему наш Денис Осокин не отдал сценарий фильма «Овсянки» в Казань? Мне он ответил: «А где мы будем сниматься? Я не хочу, чтоб на самодеятельном уровне». И обратился на Свердловскую киностудию. Сейчас он там следующий фильм снимает. Писатель Туфан Миннуллин мне сказал: «Будет киностудия, я готов, есть замыслы». Замыслы остаются невоплощёнными. Марина Разбежкина, лауреат Московского кинофестиваля, начинала на Казанской студии кинохроники. Какую славу могла бы принести республике! Казанцев в российском кино много. А работы в РТ для них нет. Вот и уехали. Хотя некоторые хотели бы вернуться. Если не жить, так хоть снимать.

- Ты не про мэтров давай, а про молодняк. Есть смена?

- В РТ так, что впереди лошади – телега. В государственном Университете культуры и искусств обучают будущих кинематографистов. Куда они потом пойдут? Или вот фестиваль мусульманского кино… Он инициирован СК РТ. Но ведь кинофестиваль – «конечный продукт», надо показать и что-то своё. Нам нечего показывать!

- А ты согласен с мнением муфтия РТ, что на фестивале мусульманского кино нельзя отмечать бывших порнозвёзд?

- У нас вечно схватятся за какую-то мелочь. Подумаешь, актриса давным-давно снялась в откровенных сценах! Да многие так же «грешили». Никто и не помнит! Фестиваль и по духу, и по тематике был и останется мусульманским, уверен.

- Какие средства нужны для создания РТ-кинематографии?

- 70-80% стоимости каждого кинофильма - производственные издержки. На создание 2-3 фильмов в год нужно примерно 50-60 млн руб. А для создания современной киностудии - не менее 300 млн руб. Для нефтяного Татарстана не так много, учитывая, для сравнения, что в Башкортостане вопрос решили. А нам ведь ничего не надо изобретать! Есть бывшая киностудия, есть профессионалы, сценаристы. Нет одного: политической воли.

- Думаю, проявление этой воли тормознула афeра с фильмом «Теплые ветры древних булгар». Деньги немереные вбухали, итог - ноль.

- С самого начала СК РТ был против затеи. Все фильмы Булата Мансурова были камерными, а тут он замахнулся на историческое полотно в 10 серий. Но режиссёр вышел на руководство республики, всех обаял, ему предоставили райские условия, особняк, где он много лет устраивал пышные приёмы. Что-то он всё же снимал, привлёк кое-кого из местных актёров, которые получали бешеные гонорары. Были задействованы и В. Лановой, Э. Быстрицкая… Лановой признался одному из казанских коллег, что не понимает, чего снимают. Только «повернитесь налево, направо…». Республика кормила Москву и режиссёра. Не могу сказать, что он – проходимец. Но СК РТ полностью отстранили от процесса. Через 10 лет Зиля Валеева, возглавлявшая тогда Минкультуры, создала комиссию, и мы посмотрели промежуточный результат. Это была халтура ниже плинтуса. Ну а «наверху» с тех пор сложилось мнение, что все киношники – обманщики и рвачи. Последствия «Тёплых ветров» для нас - в чужом пиру – похмелье. Да на деньги, что пролились тогда золотым дождём, мы бы организовали современную киностудию!

- Вы отметили 30-летие Союза кинематографистов РТ?

- Конечно. С грустью. Нам выделяют сейчас очень скудные суммы на кинопроизводство. Мы предложили, в свою очередь, передать Казанскую студию кинохроники Университету культуры и искусств под учебную базу. Наша кинодокументалистика считалась лучшей не так давно. А сейчас, когда сферой распространения её продукции мог бы стать весь мир (учитывая возрастающие запросы ТВ), теряем былую славу. В КГУКИ я прочёл несколько лекций для будущих киношников. От дальнейших - отказался! Ну не смог я учить и обнадёживать ребят, раз не будет у них работы. Помнишь, был лозунг: «Кино – важнейшее из искусств!». С восклицательным знаком. Теперь – вопросительный.

Досье

Юрий Гвоздь родился в 1949г. в Берлине (ГДР). Окончил ВГИК. Член СК РФ и РТ. Автор более 50 фильмов. В 2002-08гг. – председатель Союза кинематографистов РТ. Заслуженный деятель искусств РФ и РТ. Женат, дочь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах