aif.ru counter
145

Виктор Ерофеев в Казани: «Культура не должна пахнуть нафталином»

Алия Шарафутдинова / АиФ

В центре современной культуры «Смена» с казанцами встретился Виктор Ерофеев - телеведущий и автор мировых бестселлеров «Русская красавица», «Хороший Сталин», «Акимуды». Он поговорил с читателями об интеллектуальной литературе и «трудных» писателях современности.

- Согласны ли вы с тем, что сейчас идет интеллектуализация культуры?

- Увы, наша культура идет сейчас антиинтеллектуальным ходом. Достаточно посмотреть, что делается на телевидении с сериалами, посмотреть на тиражи книг. Чем глупее - тем больше тираж. Поэтому интеллектуальная инициатива, как фестиваль, который сейчас проходит в Казани (фестиваль в «Смене»), приветствуется. Как некий контрбаланс, как сопротивление. Как стена, с помощью которой нужно обособить себя от подавляющей глупости.

Мы наблюдаем всемирную деградацию.  В культуре должно быть легко и радостно. От нее не должно пахнуть занудством или нафталином. Культура должна быть живая. Руководство Казани, по-моему, именно за такую культуру.

Виктор Ерофеев открыл фестиваль интеллектуальной литературы в Казани. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

И литература - очень важный момент в нашей жизни. Потому что человек - читающее животное. Литература - это такая стиральная машина, которая стирает - в смысле простирывает - наши мысли, наши души, обновляет нас. Но это только если читать правильную литературу. Если неправильную, можно засорить себе голову.

- О чем будет ваша следующая книга? Какие вопросы бытия в ней будете поднимать?

- Я написал новый роман от имени 9-летней девочки. Я начинал его, когда моей дочери было 7, сейчас ей 9. Произведение от ее имени. В издательстве она будет через месяц. Каждая книга как ребенок, за судьбу которого очень волнуешься. У меня таких «детей» - 18. Некоторые из них с удачной судьбой, некоторые менее популярны.

К популярности постепенно привыкаешь, главное - пережить первый успех, каким для меня была книга «Русская красавица». Написанную в 90-х годах ее за две недели заказали 14 главных издательств мира. Хотя первоначально в России книгу раскритиковали: из 200 вышедших рецензий все были отрицательными. Писали, что  это издевательство над русской женщиной, что много порнографии. Этот роман, переведенный на голландский язык,  на франкфуртской ярмарке стал бестселлером номер один. И когда я приехал в маленький городок на встречу с читателями и подписывал книги, одна 20-летняя девушка спросила меня, почему в «Русской красавице» нет секса. Тогда я понял, что не надо ни на кого ориентироваться, нужно писать то, что из тебя может выйти, что ты можешь дать.

Писатель ответил на вопросы читателей. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Переварить успех и не заноситься. Высокомерие, отношение к другому человеку, как к стоящему ниже тебя - это свойственно барству. Это надо искоренять.

- В «Лабиринте проклятых вопросов» вы говорите о «трудных» писателях, таких как Федор Достоевский, Жан-Поль Сартр. В современной литературе есть «трудные» писатели? Какую литературу можно отнести к интеллектуальной?

- Безусловно и сегодня есть «трудные» писатели. Они на первый взгляд, может, читаются легко, но есть непостижимая глубина и смысл, который можно уловить только со временем. К таким, например, отнесем Антона Павловича Чехова. Бывает произведение написано трудно, но за этим ничего не стоит. Важно не то, каким языком написана книга, важно насколько глубоко мы с этим писателем уходим в смыслы.

Я был дружен с Алексеем Лосевым (русский философ и филолог, профессор, доктор филологических наук, видный деятель советской культуры - прим. автора). Он говорил, что умный человек может увидеть в трехмерном пространстве четвертое измерение, а в четырехмерном - пятое.

Романы Виктора Ерофеева раскупили сразу. Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

Интеллектуальная литература, наверное, та, у которой на одну извилину больше. 

- Что вы думаете о сегодняшней ситуации в мире?

- В этом году огромное количество лжи вылилось на наши головы. Я считаю, надо прекратить локальные войны и искать возможности реального существования как части человеческой цивилизации. Мы народ любопытный, но почему мы себя так плохо знаем? За последние 100 лет у нас дважды произошло крушение ценностей, которые определяют человеческую целостность. В первый раз эти ценности грохнулись в 1917 году. И эта Россия покинула нас, как душа покидает тело после смерти. Вместо нее возникла другая страна, которая 70 лет выстраивалась по утопическим принципам. Но в 1991 году большая нация оказалась наиболее разобщенной среди всех наций мира.

Мы посвящаем большую часть жизни проблемам социально-политического характера. Мы забываем экзистенциальную сторону, связанную с нашей судьбой, с детьми, с любовью, с родителями. А надо больше углубляться в эти темы, потому что декорации быстро меняются, а твоя жизнь и суть остается. И надо же знать, нужно «определить себя и углубить».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 7 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество