4275

Дорожная революция в Казани: что ждёт горожан в ближайшую пятилетку

Комплексная схема организации дорожного движения (кратко – КСОДД) появится в ближайшее время у Казани. Разработку КСОДД вели специалисты Санкт-Петербургского Научно-исследовательского проектного института территориального развития и инфраструктуры на протяжении года. 18 ноября в Казанской ратуше мэру города Ильсуру Метшину презентовали  транспортную модель города до 2020 и 2030 года, Кстати, с 2016 года все крупные города обяжут иметь свою КСОДД. 

Сегодня, по данным Яндекс.пробок, Казань – самый комфортный город для движения транспорта. Но если не предпринять меры уже сейчас, через пять лет нагрузка на улично-дорожную сеть вырастет до 70% (сейчас перегружено более 30%), а к 2030 году – до 75%, скорость упадет до 19 км/час.  Больше всего пострадают дороги Авиастроительного района, Горьковское шоссе, прибрежный район застройки вдоль Волги.  Заторы возникнут не только в центральной части города, но и на периферии.

Где узкие места?

Сначала специалисты из петербургского НИПИ проанализировали существующую транспортную ситуацию и выявили несколько проблем: в Казани не хватает магистральных улиц и дорог, а имеющаяся сеть недостаточно связана между собой. У многих дорог нет дублеров, что приводит к заторам на них. В качестве примера приводят маршрут Горьковское шоссе – Фрунзе - Восстания. В городе сегодня 70 заторовых мест. В некоторых конфликтных узлах уровень загрузки дорожной сети достигает 80%, а скорость движения – менее 20 км/час.

Пробки в Казани могут вернуться через пять лет.
Пробки в Казани могут вернуться через пять лет. Фото: АиФ-Казань/ Алия Шарафутдинова

Также выяснилось, что больше всего транспортные потоки сосредоточены на основных магистралях, недостаточно задействованы второстепенные дороги. Среди недостатков отметили и некорректную работу светофоров на ряде перекрестков (например, Вахитова – Чистопольская – Декабристов), а также организацию пешеходного движения в центре города. На улицах Право- и Левобулачной, Тихомирнова, Пушкина, Вахитова схема дорожного движения не соответствует реальной интенсивности.

«Наша цель - выстроить стратегический план организации дорожного движения в Казани с точки зрения достижения максимального транспортного эффекта, -  говорит генеральный директор НИПИ Валерий Мячин. - На основе современных научных методов и математического моделирования мы создали программу организации дорожного движения  – это и адаптивная система управления транспортом, и единое парковочное пространство. Заложена идея конструктора из кубика мероприятий, исходя из минимизации затрат и максимума эффекта».

Так как часть мероприятий софинансирует ООН, была разработана программа по снижению парниковых выбросов. Эксперты предложили Казани три варианта реализации КСОДД на выбор: минимальный (сдерживающий), средний и максимальный.

Минимум денег – максимум эффекта

В минимальный план входит «отладка» систем светофорного регулирования на 11 проблемных участках, реконструкция 28 перекрестков, строительство двух транспортных развязок, организация приоритета общественного транспорта и формирование единого парковочного пространства (стартовал в апреле).

Работу по строительству двух транспортных развязок надо начинать уже сейчас. Как сообщил зам.руководителя Департамента транспортных систем НИПИ, руководитель проекта Станислав Володченко, речь идет о развязках на пересечении улиц Ершова  и Патриса Лумумбы, а также у «кольца» на площади Тукая (с выездом на улицу Профсоюзную). 

Что касается среднего и максимального варианта, то они предполагают дальнейшее развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры (в планах строительство 119 километров сетей велодорожек), а также грузового транспорта, включая перехватывающие парковки. Стоимость минимального варианта до 2020 года – 2,7 млрд рублей, среднего – 19,3 млрд, максимального – 59,1 млрд. До 2030 года – 176,4, 195,4 и 249,7 млд. соответственно. Впрочем, как подсчитали разработчики, суммарный эффект от мероприятий - вдвое больший. 

О пробках водителей предупредят  

Какие работы запланированы в качестве первоочередных, более подробно после презентации пояснил Станислав Володченко: «В первую очередь предлагается привести в соответствие схем регулирования дорожного движения и реконструкцию перекрестков». Далее реализуется концепция единого парковочного пространства. Частично пилотный проект уже запущен – в апреле было организовано 1200 мест. По данным Яндекс.пробки, в результате этих мер загрузка улично-дорожной сети снизилась до 15%.

«Мера хоть и непопулярная, но эффективная. Она дает возможность не только проехать по городу, но и найти парковку, - отметил Володченко. – Это надо делать параллельно с развитием общественного транспорта. Казань имеет большой потенциал, у вас есть кольцевая линия трамвая. Мы предлагаем развивать скоростной трамвай и метрополитен. Мы предлагаем дальнейшее развитие адаптивной системы. Более 100 перекрестков уже включены в АСУДД, осталось 30 еще перекрестков. Плюс предлагается ввести систему информирования участников дорожного движения, что позволит переориентировать потоки в случае ЧП или ДТП.

Вон из центра?

В историческом центре города предлагается ввести «зону спокойного движения» с ограничением скорости до 30 км/час. «Эта мировая практика, она призвана увеличить безопасность движения. Также это будет сдерживающим фактором для транзитного проезда, пусть люди ищут другие места объезда, - говорит Станислав Володченко. - Мы предлагаем распространить это на центр с дальнейшим расширением до малого казанского кольца».  

В целом, разработчики и градостроители хотят вытеснить большое количество работающих из центра города, чтобы в целом снизить заезжающий сюда поток машин. В центре города большая несбалансированность по количеству работающих и проживающих. На 10 проживающих - 90 рабочих мест. Это является источником тяготения машин, люди в поисках работы едут со стороны агломерации в город.

«Это корень проблемы, - говорит руководитель проекта КСОДД Станислав Володченко. - Как это будет решаться? Существующая транспортная система в центральной части города не выдержит такой нагрузки. Сейчас в центр города въезжает порядка 30 тысяч людей. И где их запарковать?  Даже если будут построены паркинги, это 8 тыс. мест, остальные 24 тыс. будет негде парковать». 

Так как законодательно ввести ограничения на въезд в центр нельзя – как никак, у нас в стране свобода передвижения, остается включить различные «стимулирующие факторы». В частности, известный казанский архитектор, градостроитель Александр Дембич предложил ограничить количество офисных парковок, что заставит арендаторов искать другие места для размещения. «Наличием парковок у офисов мы притягиваем машины в город. Нужно наоборот минимизировать парковки у офисов. Эта система является естественным ограничением на въезд», - говорит он.

Казань в утренние часы пик испытывает нагрузку порядка 100 тыс. автомобилей –  это те, кто едет на работу. Трафик на въездных магистралях (Горьковское шоссе, Оренбургский и Мамадышский тракты и т.д. – прим.ред.) составляет 40% от общего трафика Казани. Нужно принимать решение об ограничении данного въезда и введении перехватывающих парковок.

Также разработчики предлагают увеличить нормативы на парковочное пространство в новых микрорайонах и задействовать в жилых массивах под парковки дополнительные места, например, пустыри.

«Мы старались не шокировать горожан»

Среди других мер – реконструкция Большого и Малого казанского кольца, магистральных дорог, развитие уличной сети в Авиастроительном районе, формирование радиального движения с 7-9 выездами на федеральную трассу М7, строительство дороги-дублера Горьковского шоссе. Последнее особенно актуально в связи со строительством нового 50-тысячного микрорайона «Салават Купере», города-спутника «Зеленый дол». Подробнее с КСОДД можно ознакомиться на специальном сайте.

Транзитный поток на Горьковское шоссе.
Транзитный поток на Горьковское шоссе. Фото: мэрия Казани

«У нас это мероприятие является первоочередным, - поясняет Володченко. - Мы делали микромоделирование пересечения ул. Восстания с Горьковским шоссе. На ближайшие 2-4 года надо установить там светофор.  Также предусмотрен дублер, который будет выходит к разъезду Восстания и хордовая магистраль вдоль ж/д пути (в поселке Юдино). Речи о строительстве там развязки пока нет.

Еще один светофор планируется поставить на ул. Танковой у въезда на кольцо. Это позволит уменьшить количество аварий на этом проблемном участке дорог.

Как рассказал «АиФ-Казань» Станислав Володченко, есть и другие предложения – например, по по организации одностороннего движения в центральной части города –  на улице Пушкина. Предполагается реконструкция улицы Достоевского: здесь нужно увеличить количество полос движения за счет тротуара. «Мы старались не шокировать граждан, мы старались улучшить ситуацию и информировать жителей об этом», - резюмировал разработчик проекта.

Осталось узнать, на какие траты готов бюджет.

Как сообщил глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков, комплексная схема организации дорожного движения принята в работу, в ближайшее время будет сформировано предложение в кабмин республики: «Вы понимаете, и максимальный, и минимальный вариант предполагают  финансовые затраты. Даже минимальный проект требует двух транспортных развязок и строительства новых хордовых дорог».  Поэтому говорить, какой вариант выберет мэрия некорректно – все будет зависеть от финансовых возможностей бюджета. Пока же будут отталкиваться от минимального плана. «Будем соотносить возможности бюджета и на выделенные деньги планировать нашу работу», - поясняет он.

Комментарий эксперта

Дмитрий Золотов, руководитель казанского отделения Федерации автовладельцев России

- Строительство новых дорог можно только приветствовать. Были бы деньги. Смущает вот что: в свое время эти же специалисты разработали новую маршрутную сеть в городе, но к ней до сих пор есть претензии у казанцев. Уехать с окраин по-прежнему проблематично. Казани нужны новые мосты, с тем, чтобы водители могли проехать с одного берега на другой, минуя загруженный машинами центр. Нужны отремонтированные второстепенные дороги, альтернатива основным.

Но главное – как будут построены и отремонтированы эти дороги?  Проспект Универсиады уже местами провалился, подземный пешеходный переход на ул. Эсперанто (сейчас Н. Назарбаева – прим.авт.) не успели сдать в эксплуатацию, как он провался. Нет ливневки на ул. Танковой с развязкой. Малейший дождь и ее заливает водой. На Беломорской не сделаны трамвайные переезды, ремонт затронул только полотно дороги. Если делать, то делать качественно!

 
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах