Семь секретов побед команды "Камаз-мастер"

СЕКРЕТ №1 Своих не бросаем. Первый старт на «Дакаре» в 1990 г. стал для нашей команды неудачным. Один из грузовиков даже оставили в пустыне из-за поломки. Спустя два года гонщики нашли в Сахаре его «останки»: в первую же ночь местные жители разграбили машину, даже провода вырезали.

   
   

Наученные этим опытом, уже в 1994 г. камазовцы решили не бросать сломанный грузовик. Как назло, машина Владимира Чагина встала между Марокко и Западной Сахарой, где шли военные действия. Устроители «Дакара» договорились, чтобы враги заключили перемирие на один день, до конца этапа ралли. Отчаянные камазовцы подписали бумаги, что за них больше не несут ответственности, и заночевали в пустыне, отправив своим записку с координатами.

Вот только помощи пришлось ждать три дня. Из еды у них был только мешочек изюма, вода заканчивалась. Её разлили по бутылочкам и пили по два глотка. (Свою бутылку Владимир Чагин хранит в домашнем музее.) К утру третьего дня гонщики из-за нехватки воды решили идти не по следам ралли, а напрямик - 30 км по минному полю. Спасительная «техничка» (машина техпомощи), которая всё это время прорывалась через границу, чудом перехватила их. Ей тоже пришлось мчаться по минным полям. Каждый в команде знает правило: «Мы своих не бросаем».

СЕКРЕТ №2 Готовность к трудностям. По архивным видео участники ралли вспоминают, какие бытовые условия предлагали гонщикам в 90-е. Представьте, после дня в жаре и тряске насквозь мокрые от пота гонщики выходят из кабины. И им показывают душ: ровный песок, на нём разметка - квадраты метр на метр, в углы воткнуты палочки и на них натянута мешковина высотой 50 см. Эта «шторка» скрывает человека примерно до колена. В «душевой» стоит ведро воды (повезло, если два!), а в нём ковшик. Рядом моются женщины и мужчины: им не до стеснения. Сейчас душевая кабина есть даже в «техничке» команды, как и холодильник, и микроволновая печь, и другое.

СЕКРЕТ №3 Железное здоровье. Для езды по бездорожью гонщику в первую очередь нужно здоровье. Сидящие в кабине должны готовиться к каждой кочке. Так, в 1997 г. в Венеции Ильгизар Мардеев получил серьёзную травму. Он впервые выехал штурманом и, глядя в «легенду» (шпаргалка маршрута, заранее пройденного организаторами), пропустил удар. С переломом отростка позвонка он проехал до конца гонки на своей силе воли и мазях со змеиным ядом.

Факты
• Рекордсменом по числу выигрышей за всю историю «Дакара» стал пилот Владимир Чагин - семь побед.

• В 1993 г. во время пожара на заводе двигателей «КАМАЗа» пострадали и спортивные грузовики. Сгорели двигатели, коробки передач и другие детали для них.

• На финише ралли в Тунисе в 1997 г. грузовик под управлением Виктора Московских (первого победителя «Дакара» от России) вылетел с песчаной горы и пролетел около 20 м. Этот «полёт» потом показывали по ТВ, говоря, что КАМАЗы теперь умеют летать.

• За рулём спортивного

КА­МАЗа попробовал себя Рустам Минниханов, нынешний президент РТ. В 2000 г. он впервые стал пилотом на ралли в ОАЭ. Правда, выиграл он не с первого раза…со второго. А затем побеждал несколько лет подряд.

• К 2008 г. команда, которая в 1988 году состояла из 10 энтузиастов, разрослась до 90 профи.

Сильнее всего у гонщиков страдает именно позвоночник. Например, в 2001 г. экипаж Фирдауса Кабирова на барханах не заметил обрыва. КАМАЗ рухнул с высоты. Механик Фоат Бекашев получил реальный перелом позвоночника, а пилот - компрессионный перелом позвонка. А ведь у гонщиков были все шансы на победу. В 2004 г. основатель команды Семён Якубов позвал на ралли врача Сергея Бубновского, разработавшего методику восстановления позвоночника. Уже через год его помощь пригодилась механику Андрею Мокееву. Доктор не бросил команду, ведь проблемы у спортсменов возникали почти каждый год.

СЕКРЕТ №4 Лёгкость. В начале 2000-х команда впервые решила увеличить скорость за счёт снижения веса машины. Разгрузить её решили перед финалом «Дакара». С автомобиля сняли всё лишнее, например, запасные колёса и слили топливо. Семён Якубов шутил: «Давайте ещё краску снимем!» Задумка удалась: экипаж пробился в тройку лидеров.

   
   

К 2003 г. команда убедилась, что КАМАЗ уступает соперникам из-за веса. Его масса была на две тонны больше. Целый год пилоты отчитывались, сколько килограммов или даже граммов они успели снять с грузовика. До сих пор только кузов КА­МАЗа (нужный для рекламы) весил 830 кг. Кроме того, в машинах лежали личные вещи и запчасти. Стоило избавиться от них, как побеждать стало легче.

СЕКРЕТ №5 Дальновидность. В 2000 г. КАМАЗ ехал вровень с постоянным соперником «Татрой» и никак не мог оторваться. Тогда штурману Семёну Якубову пришла идея - подготовиться к тому, что будет впереди. Обычно штурман смотрит максимум две ближайшие страницы «легенды», а он заглянул практически в конец. На пути оказался крутой поворот налево, а за ним - финиш. КАМАЗ тут же ушёл в сторону от «Татры». Казалось, он просто сбился с маршрута. Соперник был удивлён, когда грузовик вынырнул впереди. Этот приём теперь используют регулярно.

СЕКРЕТ №6 Учёт ошибок. Все промахи и поломки камазовцев на ралли вот уже 23 года фиксирует Михаил Мясоедов, ведущий инженер-исследователь команды. Он же коллекционирует маршрутные карты. Записи в дневниках он делает каждый день гонок. Сначала журнал был техническим: сломалось то-то - сделать то-то. А потом его автор увлёкся, и заметки стали подробнее. Сегодня он скопил четыре тома дневников, а также записки, которые передавали экипажи сломанных грузовиков. В них координаты и записи, вроде «сможем продержаться 15 дней».

СЕКРЕТ №7 Сопереживание. В 2000 г. экипаж Ильгизара Мардеева делил первенство на «Дакаре» с голландцем Жераром де Роем. Борьба длилась 12 дней. А потом случилась трагедия: машина соперника буквально развалилась, отлетела кабина. Наши сразу остановились. Противник был цел, он подбежал, и его взгляд передавал грусть без слов. Он проводил КАМАЗ вперёд, но ехать гонщикам уже не хотелось. Ильгизар Мардеев помнит то чувство опустошения. Было очень жалко терять сильного соперника.

А в 2007 г. в страшную аварию попал экипаж Владимира Чагина. Машина налетела на кочку и несколько раз перевернулась. Её сильно покорёжило, но никто из соперников не остановился! К счастью, гонщики были живы. На помощь им примчались свои. Первое, что сказал Владимир Чагин, когда пришёл в себя: «Ребята, что вы стоите? Надо финишировать!»

При подготовке статьи использованы материалы пресс-службы команды «КАМАЗ-мастер».

Смотрите также: