Жизнь обитателей Волжско-Камского заповедника в Татарстане в режиме реального времени фиксируют скрытые автоматические камеры – фотоловушки. Эти и другие приборы помогают учёным узнать, сколько животных живет в заповеднике и каких видов, чем они занимаются. О том, что удалось узнать с помощью скрытых видеокамер, «АиФ Казань» рассказал госинспектор Волжско-Камского заповедника Евгений Прохоров.
Лес в прямом эфире
Мы живём бок о бок с природой, но мало что знаем о ней. Ведь многие животные живут в другом измерении – люди активны днём, а зайцы и кабаны - ночью, так что мы их практически не видим и знания о них отрывочные. Чтобы незаметно наблюдать за животными в дикой природе, учёные начали использовать приборы ночного видения, тепловизоры.
Вот и в Волжско-Камском заповеднике установили фотоловушки – автоматические камеры видеонаблюдения, которые реагируют на движение. Камеру привязывают к дереву, и она месяцами фиксирует жизнь леса. Стоит зверю пройти или птице пролететь, камера включается и снимает.
«В нашем заповеднике фотоловушки установлены вдоль излюбленных животными троп, чтобы в объектив наверняка попали обитатели леса, - говорит Евгений Прохоров. – К примеру, у кабанов тропы набиты так, что целый город получается – дороги и переулки. Они то и дело попадают в кадр. Удобно ставить фотоловушки на Бобровом пруду, ведь к плотине часто приходят звери – лисы и норки используют её как мост с одного на другой берег, лоси в сумерках приходят сюда на водопой».
Камера снимает, как строитель-бобёр укрепляет плотину, как мимо проплывает ондатра, как самка косули ведёт молодняк по тропе. Заповедник никогда не спит - это подтверждают кадры с фотоловушки.
Что за зверь бродит в ночи, чьи глаза светятся в темноте? Только по медлительности и пушистой шёрстке можно узнать енотовидную собаку, которая вышла на ночную прогулку. Это всеядное животное, которое на зиму впадает в спячку, так что в кадр фотоловушки она попадает только в тёплое время года. Кстати, при необходимости енотовидная собака виртуозно имитирует смерть. Лежит, не шевелится. Поднимешь её за шкирку, а у неё лапы висят плетьми, глаза закрыты, сердце почти не бьётся, дыхание поверхностное. Даже охотничьи собаки ведутся на эту уловку - бросают добычу, которая вскоре неожиданно оживает.
Имена животным в заповеднике давать не принято, но научные сотрудники легко отличают одну особь от другой. Самок косули отличают по числу молодняка, а самцов – по форме и размеру рогов. По рогам идентифицируют и лосей, а кабанов по характерным пятнам. Всё это позволяет точнее подсчитать численность лесного населения, очертить территории обитания каждого вида.
Фотоловушки помогают изучить маршруты миграции животных с одного участка заповедника на другой. Например, лоси регулярно уходят из заповедника в соседние леса и долго не появляются в объективе фотоловушек. А вот глухари и тетерева лес из леса ни ногой, они домоседы.
Чтобы хищник попал в объектив, напротив камеры иногда выкладывают приманку. На неё чаще всего попадаются лисы. А вот сам процесс лесной охоты хищников в объектив фотоловушки пока не попал ни разу.
«Скоро заповедник закупит ещё несколько фотоловушек. Пока же их всего четыре, но они помогают установить важные факты, - отмечает Евгений Прохоров. – Так, в кадр попала выдра, занесённая в Красную книгу Татарстана. Это очень скрытное животное, поэтому до появления приборов её последний раз видели в 1930-х! Учёные были уверены, что этого вида здесь больше нет. Ведь в реке Сер-булак, где обитала выдра, практически не осталось рыбы. Но оказалось, что выдра перебралась на реку Сумку и численность её начала расти. Следы ее в последнее время стали находить и без фотоловушек, но прибор подтолкнул к тому, чтобы искать их более тщательно. В прошлом году следы выдры нашли даже под мостом возле села Бело-Безводного, рядом с озером Белым».
Что на завтрак у орлана?
Кроме фотоловушек в заповеднике используют камеру видеонаблюдения, которая работает месяцами без перерыва. Три года подряд она стояла на высоком дереве прямо в гнезде краснокнижной птицы - орлана-белохвоста.
«В первую зиму птицы перегрызли кабель, и учёные не смогли увидеть, как орлан высиживает яйца, - вспоминает Евгений Прохоров. - На следующий год камера начала работать с того момента, как орлан впервые прилетел в гнездо на рассвете. Запечатлела как птицы благоустраивают гнездо, принося в него «стройматериал» - ветки, как самка откладывает яйца, как из них вылупляются птенцы, как орлан-отец приносит им волжскую рыбу, как их кормят, как они растут, проверяют силу своих крыльев и, наконец, покидают гнездо. Орнитологи в Волжско-Камском заповеднике такого ещё не видели. Ведь на дерево с гнездом забраться человеку очень сложно».
Ученые месяцами просматривают эти записи, изучают, сколько времени на гнезде сидит самец, сколько самка, в какое время меняются, что приносят птенцам на корм, сколько съедает один птенец.
Орлан-белохвост – рыбоядная птица. Корм для птенцов ловит отец. Причём он следит за разнообразием рациона – приносит с Волги и Камы до 10 видов рыб – леща, судака, налима, жереха, берша и другие. Любопытно, что в его улове в основном глубоководная рыба – судак, берш. А вот жереха, который ходит по верху, самец орлана-белохвоста в прошлом году принёс в гнездо лишь однажды. Иногда вместо рыбы на корм приносят птиц и зверей - попадалась ондатра, утка, лисёнок, сорока и кулик.
Камера включена примерно с февраля по август. Грачи ещё не успеют вернуться из тёплых краёв, а у орланов-белохвостов в гнезде уже три яйца. Но такая «спешка» не всегда на пользу. В 2017 году в феврале стояли такие морозы, что птица не успела отогреть своим телом гнездо, снесла яйцо на лёд, и оно погибло, орланам пришлось его закопать.
В гнезде всё, как в обычной семье. Иногда птенцы выясняют отношения, иногда живут мирно, делят еду поровну. Когда наступают тёплые дни, родители всё чаще начинают покидать гнездо надолго. Солнце уже начинает припекать, и птенцы маются от жары, ведь им негде укрыться.
В большом гнезде орланов, которое достигает двух метров в диаметре, между ветками всегда живут постояльцы - трясогузка и воробей. Иногда они набираются смелости, чтобы подняться на гнездо, и попадают в объектив камеры. Когда же птенцы подрастают и начинают перелетать на другие деревья, к ним в гнездо наведываются и другие гости – мелкие птицы собирают здесь личинок мух, забираются в гнездо и мелкие грызуны -лесные сони.
В мае 2017 года произошло ЧП. Верхушку дерева с гнездом снесло ураганным порывом ветра. Птенцы ещё не умели летать, поэтому они упали на землю с высоты 20 метров. К счастью, все выжили. Для них сотрудники заповедника соорудили новое гнездо на соседнем дереве. Но организовать там «телетрансляцию» уже не получилось.
«В заповеднике 12 гнёзд орлана-белохвоста, но установить камеру на новое место проблематично, - поясняет Евгений Прохоров. - Ведь в заповеднике кабели можно прокладывать только под имеющимися тропами, получается, что очень длинную траншею нужно копать – а это деньги, техника. В прошлый раз нам помог грант благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире». Тогда пришлось проводить электричество под землёй на расстояние 1,5 км, а остальные гнёзда расположены ещё дальше».
Кстати, с недавнего времени онлайн-трансляцию из гнезда орлана-белохвоста начали и в нацпарке «Нижняя Кама».
Не потерять из виду
В 2018 году в Волжско-Камском заповеднике начнут использовать радиопередатчики, чтобы отследить маршруты перелётов орланов. Главная задача – понять, куда улетают родившиеся в заповеднике птенцы – остаются ли они недалеко от заповедника в Татарстане или разлетаются по другим регионам. Радиопередатчик крепится на спину птицы ремнями, которые со временем просто рассыпаются, так что орлан-белохвост от ношения устройства не пострадает.
Кроме радиопередатчиков закупят и квадрокоптер. Его будут использовать внутри заповедника для наблюдения за гнёздами птиц с высоты. Если раньше орнитологам, чтобы проверить, сколько в гнезде яиц, приходилось самим залезать на дерево, то теперь они получат кадры с видами гнезда. Радиопередатчики и квадрокоптер для заповедника закупят снова на средства благотворительного фонда.