Эту фамилию знает каждый казанец. Знаменитый роддом-клиника, по-простому - «Груздевка», в старой части Казани носят его имя уже 80 лет.
150-летие со дня рождения выдающегося ученого в Казани отметят 15 февраля «Груздевскими чтениями» в КГМУ. Но достаточно ли этого для увековечения памяти о легендарном медике?
Семинарист
Он родился 6 февраля 1866 года. Выпускник духовной семинарии, затем Военно-медицинской академии С.-Петербурга, два года стажировался в Европе, набираясь опыта в 25 клиниках семи стран. К концу XIX века Викторин Сергеевич прочно вошел в число видных ученых акушеров-гинекологов. Действительный статский советник Груздев до революции был награжден орденами Св. Анны 2-й и 3-й степеней, Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени и другими наградами. Вторая половина жизни Груздева прошла в Казанском университете, где он работал профессором 38 лет (с 1900 по 1938). Казанский период - самый интенсивный по научным свершениям.
Что о нём должны помнить потомки?
Заглянул в будущее
Груздев буквально заглянул на столетие вперед. Занимаясь революционными для своего времени проблемами и оперативным лечением доброкачественных и злокачественных опухолей женских половых органов (фибромиомы, кистомы, саркомы, рака), стал основателем онкологической гинекологии в Казани. Среди его интересов - вопросы чревосечения, кесарева сечения, методы обезболивания при операциях, родах и лечении бесплодия и даже… искусственное оплодотворение млекопитающих.
Одним из первых в России Груздев стал применять рентген и радий для лечения рака матки. После 1917 года Груздев вместе со своими учениками (В. Владимировым, Е. Захарьевским, А. Рузским) взялся за организацию масштабной акушерско-гинекологической помощи в Казанском крае: сети женских консультаций и подготовки кадров для них.
В «Груздевке» существует его мемориальный кабинет. Сплошной антиквариат: резные шкафы, кресла, рабочий стол из красного дерева, вещи, книги и даже личная история болезни самого профессора. Мебель, кстати, была выкуплена мединститутом у сестры профессора Юлии Сергеевны.
Библиотека Груздева - это семь шкафов специальной литературы, букинистическая редкость. Огромные амбулаторные книги, которые Груздев лично заполнял с поразительной педантичностью и разборчивым почерком.
Среди экспонатов - 500 диапозитивов на тему гинекологии и проекционный фонарь, которым он пользовался.
Викторин Сергеевич неоднократно говорил: «Мое сердце принадлежит клинике». После кончины Груздева 7 февраля 1938 года, его сердце, мозг и черепная коробка были препарированы и переданы в музей. Долгое время нервный столб Груздева находился в одной из клиник университета, сейчас судьба экспоната неизвестна.
О его феноменальной работоспособности ходили легенды. 90% времени Груздев посвящал делам клиники. История его семьи трагична: дочь Ольга умерла внезапно, двадцатилетней, а сын пропал без вести в 1918 году. Тогда Казань была во власти белочехов, он вышел ненадолго из дома и больше не вернулся.
Беды не сказались на отношении к делу всей жизни. Груздев с еще большим усердием занимался наукой и клиникой. Был чрезвычайно требователен к соискателям. Спрашивал кандидата - готов ли тот всю жизнь учиться? Просто работник ему не был нужен, только фанат своего дела. Более того, ввел правило: директор клиники и операционная сестра постоянно проживали в больнице. Сам вел каждодневный личный прием, а поздним вечером обходил палаты, и это стало обычной практикой. Даже когда умерла жена, Груздев не сделал исключения. Известно, что в день похорон он после обеда читал лекцию, как всегда, блестяще…
Щедрость педанта
По характеру это был невероятный аккуратист. Относился к пациенту любого статуса сверхуважительно. А особо нуждающимся помогал материально. Его ученики вспоминали, что обычно немногословный и чрезвычайно сдержанный Викторин Сергеевич становился крайне резким, видя пренебрежение к больному. Где такие врачи сейчас?
При огромной занятости Груздев нёс и общественную нагрузку. Восстановил и редактировал «Казанский медицинский журнал», «Ученые записки Казанского университета». Также Груздев был бесплатным консультантом одной из женских гимназий Казани, главврачом Казанской общины сестер милосердия Красного Креста. С 1901 года Груздев - ктитор церкви святителя Варсонофия при клинике. Как церковный староста, занимался сбором средств для храма и его благоустройством.
Груздев жертвовал для науки не только личным временем. Он вложил в банк три тысячи рублей и регулярно пополнял счет, чтобы на проценты от этой суммы выплачивать премию лучшим казанским студентам и врачам за работу в области акушерства, гинекологии, а также анатомии, гистологии, эмбриологии, патологической анатомии, бактериологии. В 1936-м власти установили для студентов Казанского мединститута государственную стипендию имени Груздева. В 1966-м, когда в СССР с размахом отмечали 100-летие со дня рождения ученого, премию возродили. Только не в Казани, а в Московском мединституте №1, где она существует и поныне.
Наследством Груздева распорядились так: часть фондов находится на кафедре в клинике-роддоме на улице Толстого и в музее истории КГМУ в главном здании на улице Бутлерова. В Госархиве РТ создан «Фонд Груздева», куда переданы 12 томов его научных произведений, коллекция фотографии и большой каталог, а отделу науки Нацмузея РТ достался серебряный настольный прибор для письма.
Именем Викторина Сергеевича названа улица в центре Казани, недалеко от роддома. Любопытно, что сам он жил на другой улице - Маяковского, в доме № 20, на нем установлена мемориальная доска. Имя Груздева присвоено клинике, которую он возглавил в 1900 году. Лев Козлов, профессор кафедры акушерства и гинекологии №1 КГМУ, полвека посвятивший изучению наследия Груздева, совместно с доцентом Никитой Яковлевым издали несколько книг о великом враче. И вроде бы придраться не к чему: в Казани чтят Груздева.
Но… Газеты в 1938-м писали, что провожать Викторина Сергеевича пришел едва ли не весь город. Однако могила его на Арском кладбище (неподалеку от захоронения Н. Лобачевского) фактически заброшена, заросла сорняками, ограда требует починки и покраски. Разумно, если бы шефство над местом захоронения великого врача взял на себя минздрав РТ.
Смотрите также:
- «Маркиз» Боратынский. Какие загадки хранит казанская усадьба поэта? →
- Стелла Писарева рассказала, как с «нуля» создала три музея →
- Народный доктор. Удивительная судьба хирурга Домрачева →