В пижаме на выход. Как в Татарстане завершают «аварийную» программу

Выселение по ул. Белоглазова в Альметьевске © / Елена Голякова / Из личного архива

В Татарстане завершается программа переселения из аварийного жилья. По мнению самих граждан, это больше похоже на программу принудительного выселения. С чем не согласны аварийщики и какие аргументы приводят власти, рассказывает «АиФ-Казань».

   
   

Последний бастион

На минувшей неделе приставы выселили собственников последнего аварийного дома в Альметьевске на улице Белоглазова, 111. Жильцов, не согласных с условиями – выкупом в 11 тысяч рублей за кв.м. и вступлением в программу социальной ипотеки, выселяли рано утром прямо в пижамах. Их квартиры изъяты для муниципальных нужд. Куда им идти, если нет денег на оплату социальной ипотеки? 

«В доме осталось четыре нерасселённые квартиры, в них сняли двери и окна, чтобы жильцы не могли вернуться, - рассказывает жительница дома Елена Голякова. – Людей вывели на улицу, а приставы выстроились живой стеной перед подъездом. Наши вещи погрузили в машину. Сказали, что их перевезут в новый дом, хотя договоры соципотеки мы не подписывали. Значит, таким образом нас хотят заставить принять условия программы переселения?»

В пресс-службе главы района подчеркнули: «Выселение граждан из аварийного жилья является срочной и вынужденной мерой. Дом был признан непригодным и опасным для проживания постановлением исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 23.12.2008 № 3375. За 2013-2017 годы из опасного для проживания жилищного фонда добровольно уже переселилась 91 семья, это более 295 человек. Состояние здания дома № 111 по улице Белоглазова является аварийным. Более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания имеют такие деформации, которые в любой момент могут привести к обрушению. Проживание, пребывание в нем крайне опасно для здоровья и жизни людей. Мы не можем допустить этого. Как не можем допустить того, что произошло в Ижевске и Саратове: обрушения аварийных домов с человеческими жертвами. В Дом № 111 по улице Белоглазова живут дети. Недопустимо их делать заложниками взрослых. Выселение не противоречит законодательству. Нас обязывает сделать это Верховный суд РТ».

После выселения один из бывших жильцов, который почувствовал себя плохо, вынужден был лежать прямо на траве - этот эпизод очевидцы сняли на видео и выложили в Интернет.

Закон не на стороне людей

«Аварийщики» не могут понять, почему закон всегда на стороне чиновников, а не простых людей. Разве право собственности по закону не охраняется?

Когда супруги Валиевы переезжали в Зеленодольск и вынуждены были взять квартиру в кредит под бешеные проценты, то не подозревали, что через несколько лет их лишат жилья, доставшегося с таким трудом.    
   

«Сначала мы своё жильё отсудили, - вспоминает Эрик Валиев из дома на улице Украинской, 2. - Ведь составители акта обследования дома, который, видимо, нужно было срочно признать аварийным, ошиблись - указали, что у нас деревянные перекрытия вместо железобетонных. Даже техпаспорт не удосужились взять! Но этого решения суда оказалось мало. Верховный суд РТ вернул дело на новое рассмотрение».

Новая экспертиза показала, что износ дома - всего 47% (при аварийности износ обычно составляет более 70% - Прим.авт.). Но Верховный суд Татарстана постановил – квартиру изъять, хозяев выселить.

О компенсации

Несмотря на то, что выкупная цена в 11 022 рублей за кв. метр по республике отменена больше года назад, собственникам присуждают компенсации именно в таком размере. На это недавно обратил внимание и председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. В мае он направил президенту Татарстана письмо с просьбой разобраться с вопросами, которые задают жители Зеленодольска и Чистополя по поводу размера выкупной цены, и сообщить о принятых мерах.

Пока же в пресс-службе Зеленодольского района «АиФ-Казань» пояснили, что размер выкупной цены в 11022 рублей определён муниципальной адресной программой, утверждённой постановлением райисполкома №2311 от 31.08.2017 года.

Недавно зеленодольские «аварийщики» получили письмо из минюста республики, где сказано, что ряд постановлений Зеленодольского райисполкома о признании домов аварийными не числится в регистре муниципальных нормативно-правовых актов РТ.

«В регистр муниципальных нормативных актов РТ вносятся только нормативные акты, а указанные постановления исполкома не являются нормативно-правовыми актами», - озадачили в пресс-службе исполкома Зеленодольского района.

Раз у минюста РТ сведений об этих документах нет, зеленодольцы задумались, законны ли они.

«Отсутствие постановления в регистре не влияет на его легитимность, - пояснила «АиФ-Казань» начальник отдела правовой экспертизы и нормотворческой деятельности минюста РТ Наталья Казанцева. - Предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты должны направлять для включения в региональный регистр. Прокуратура проводит проверки, наблюдает за этим, но каких-либо санкций по закону нет».

Кликните, чтобы увеличить. Фото: АиФ

То есть и тут чиновники защищены. Поэтому у «аварийщиков» складывается впечатление, что для властей на местах главное – скорее завершить программу, и не важно, какими методами. После публикации «АиФ-Казань» на ситуацию обратил внимание депутат Госдумы Александр Сидякин.

«В настоящее время на жильцов аварийных домов оказывается давление с угрозами выселения на основании решений судов, в случае отказа от подписания договора на приобретение жилья по программе социальной ипотеки», - отметил он в письме к прокурору Татарстана.

Он пояснил, что к нему обратились жители Зеленодольска из разных аварийных домов. По мнению депутата, изложенные факты являются грубым нарушением Конституции РФ и нормативных правовых актов, регулирующих правовые отношения в области жилищной политики, а также самовольным искажением и толкованием действующего законодательства. Его особенно возмутило, что в судебных заседаниях принимали участие представители прокуратуры Зеленодольского района, которые не приняли мер для защиты прав граждан.

«АиФ-Казань» также ждёт результатов проверки прокуратуры по вопросам реализации «аварийной» программы. О ее результатах редакция сообщит в следующих публикациях.