Пронзивший небо. Легенда авиации Владимир Попов мог сбивать даже спутники

От студента до штурмана

Имя Леонида Степановича Попова овеяно легендой ещё с 70-х годов прошлого столетия. Штурман-испытатель новейших на тот момент, и до сих пор не превзойдённых по техническим характеристикам боевых российских самолётов.  Именно он первым из советских людей достиг невероятной скорости полёта в 3500 километров в час, в три раза быстрее скорости звука на экспериментальном тогда истребителе МиГ-31. Эти машины и сейчас состоят на вооружении российской армии, являясь самыми быстрыми стратосферными истребителями в мире.

   
   

Леонид Попов родился в Казани 29 ноября 1940 года.  После окончания школы поступил в Казанский авиационный институт, закончил его инженером – конструктором авиадвигателей в 1963 году.

После практики в Казани работал на Горьковском авиазаводе. Молодой талантливый инженер довольно быстро стал расти по карьерной лестнице. Как ведущий группы разработчиков, в 1968 году был назначен в группу испытателей экспериментальных авиадвигателей.

Ту-104 — летающая лаборатория для подготовки космонавтов в музее ВВС в Монино Фото: Commons.wikimedia.org/

Три года Попов совершал полёты на самолётах – «летающих лабораториях». В таком воздушном судне один из двигателей на пилоне был экспериментальным. Взлетала лаборатория на обычных «движках», а уже в небе запускался новый, пилоты гоняли его на разных режимах. Команда инженеров при этом сверяла показатели с расчётными.

Мечта о самостоятельных полётах никогда не оставляла Леонида. И случай подвернулся: в 1970 году его пригласили на штурманское отделение Школы лётчиков-испытателей в подмосковный Жуковский. Леонид с радостью согласился, и через два года с блеском закончил подготовку штурмана-испытателя летательных аппаратов.

«Мог сбить даже спутник»

31-летнего штурмана сразу после окончания учебки «взяла в оборот» военная экспериментальная авиация. Как вспоминал позже сам Леонид Попов, 70-е стали пиком развития отечественного авиапрома. Со стапелей заводов тогда сходили ежегодно сотни единиц военных и гражданских воздушных судов (не чета нынешнему). СССР всерьёз конкурировал с такими монстрами, как американский Boeing и европейский Airbus.

А самого Попова вскоре перебросили на испытания сверхсекретного на тот момент «изделия 83». Именно так именовали разрабатывавшийся ещё с 1968 года сверхзвуковой истребитель, который позже военные всего мира узнают как МиГ-31. (по классификации НАТО – FOXHOUND, в дословном переводе «лисья гончая»).

   
   
Истребитель МиГ-31 Фото: Commons.wikimedia.org

На этом самолёте было установлено множество мировых рекордов, в том числе – самый высотный истребитель: он поднимался на высоту в 37650 метров и мог поражать огнём даже космические спутники на околоземной орбите! Это самый быстрый серийный истребитель, спокойно набирающий скорость до 3100 километров в час, при определённых условиях -  и до 3500 километров в час. В 70-80 –е годы прошлого столетия МиГ-31 догонял любую крылатую ракету потенциального противника.

До сих пор сверхзвуковые истребители недружественных стран и близко не могут сравниться по скорости с этой машиной. А ведь её в СССР приняли на вооружение в далёком 1981-м! Колоссальный запас эффективности, не утерявший своё значение и 40 лет спустя.

Испытывать эту легендарную машину как раз и начал Леонид Попов, буквально с самого первого взлёта в 1975 году.

Испытания шли непросто. «Изделие 83» поначалу оказалось довольно капризным в управлении, плохо слушалась руля. На форсаже сбивалась реактивная струя двигателя, из-за чего возникали риски разрушения форсажной камеры. Исследованиями в этом направлении и занимался Попов.

Постепенно, шаг за шагом, машину доводили до ума. И именно так, в горниле испытаний, выковывался самолёт-легенда.

Миг-31 в зоне СВО Фото: http://mil.ru// Скриншот видео

На волосок от гибели

Испытания Миг-31 подходили к концу, когда во время очередного тестового полёта произошла авария, едва не стоившая жизни самому Попову и командиру экипажа Петру Остапенко. Истребитель штатно взлетел, набрал высоту перехода на сверхзвук, экипаж получил команду включать форсаж. Но через несколько секунд после срабатывания форсажа начался сильный пожар сначала в правом, а потом и левом двигателях.

Самолёт стал терять скорость и падать. Экипаж до последнего пытался выяснить причины аварии и передавал телеметрию на землю. Леонид Попов позже вспоминал, что за жизнь уникального самолёта они с командиром боролись до последнего.

- Оставалось буквально 350 метров до земли, это предельная высота раскрытия парашюта. Командир крикнул – прыгай, Лёня! Это приказ! И я активировал катапульту… Мгновение спустя катапультировался и Пётр. Буквально ещё десяток метров – и парашюту не хватило бы времени раскрыться и погасить скорость. Остались бы от нас только два мешка с костями. Но тогда повезло – мы выжили… - вспоминал потом Попов.

Благодаря самоотверженной работе пилотов и точным данным телеметрии удалось обнаружить недостатки форсажной камеры, из-за которой и случился пожар. Их исправили, и в 1981 году самолёт встал на боевое дежурство на аэродромах огромной страны.

Последний полёт Героя

В 1987 году Попов вместе с пилотом Романом Таскаевым первыми в мире на истребителе МиГ-31 пересекли Северный полюс, пролетев по маршруту Мончегорск – Северный полюс – Анадырь. В своей книге «Страстная неделя» Попов назвал этот полет «исполнением штурманской мечты».

К исходу третьего часа полета, за несколько минут до полюса, Роман, изменив обыденный тон, сообщил штурману по самолетному переговорному устройству:

– Подвесные топливные баки выработались. Сбрасывать сейчас или на полюс?

– Командир, конечно, на полюс!

– А попадем?

– Не попадем... так спишем на дрейф льда.

– Ладно, целься лучше.

– Нет проблем. Только ты ось планеты крылом не зацепи...

И тут случилось ЧП. Над полюсом отказали навигационные приборы. И было на душе у штурмана очень тревожно. Если интуиция не подведет, то вернутся назад нормально, а если нет – то залетят в... Канаду! Мировой скандал: русские на военном истребителе МиГ-31 вторглись в канадское воздушное пространство!

Но все обошлось. На последних каплях керосина истребитель приземлился на аэродроме в Анадыре, который наполовину был окутан туманом. Только приземлились, туман накрыл вторую часть аэродрома, и его закрыли.

В 1994 году Леониду Попову присвоили звание Героя Российской Федерации.

Последний раз в небо испытатель, уже будучи на пенсии, поднялся в 2012 году. Обосновался в Жуковском, написал книгу «Страстная неделя» о лётчиках-испытателях, руководил клубом героев города. В последнем своём интервью лётчик сказал: «Я недаром прожил жизнь».

 Леонид Степанович Попов скончался 5 июля 2023 года в своём доме от сердечной недостаточности