Золотошвейка. Как русская мастерица сохраняет традиции татарской вышивки

Александра Дорфман / АиФ

Светлана Королёва стала золотошвейкой на волне возрождения промыслов в Татарстане. Взяв за основу традиционное шитьё золотом и старинные татарские узоры, она создала уникальную технику - шитьё шерстью. Работы мастерицы из Зеленодольска выставляли в экспозициях в странах Европы. Недавно их представили на выставке «Золотой сад» в «Казанском Кремле».

   
   

Ниточка к ниточке

В её работах есть и элементы традиционного золотного шитья - листья, вышитые гладью, и стебли, выложенные тонкими металлическими пружинками - канителью, есть и современные материалы - жгут, бусины, разноцветная шерсть.

Фото: АиФ/ Александра Дорфман

«Для традиционного золотного шитья используют только материалы золотого цвета - нити, канитель, пайетки, но каждый мастер добавляет что-то своё, - говорит Светлана Королёва. - Вот и я 17 лет назад стала работать в смешанной технике - дополняла шитьё стразами, бусинами. Вдохновлялась работами татарских мастериц XVIII-XIX вв., перенимала элементы старинных узоров из фондов Нацмузея РТ. Так родилось панно «Лес» в татарском стиле со стразами, канителью, бусинами, стеклярусом».

Ценность этой работы в обилии элементов, выполненных гладью. В глади нить идёт из стороны в сторону, закрепляется по контуру рисунка и ложится ровно. Работа очень кропотливая. Настолько, что мастерица и сама не уверена, что когда-нибудь возьмётся за что-то подобное. Незнающие люди думают, что если «ниточка к ниточке», то это работа вышивальной машины. Вот только нет такой машины, которая превзойдёт в мастерстве проворные руки золотошвейки.

Возрождать традиции золотного шитья в РТ начали в 90-х. Мастеров объединила Палата ремёсел, правительство РТ приняло закон о народных промыслах, разработало пятилетнюю программу их развития. Мастера могли участвовать в ярмарках бесплатно. Тот, кто в те годы делал мелкие сувениры на продажу, стал бизнесменом. А Светлана Королёва предпочла творчество.

«Уникальные работы слишком дорогие для посетителей ярмарок, - объясняет мастерица. - Раньше я делала крупные выставочные панно, а на их фоне продавала мелкие работы - кошельки, чехлы для телефонов, кисеты. Но чтобы сохранять покупательную способность, мне каждый год приходилось делать работы на 10% дешевле. Материалы дорожали, и пришлось упрощать узоры, технику. Но слишком простые работы не привлекали внимания, и я перестала угождать покупателю. Я и сейчас делаю покрывала, подушки, картины, тюбетейки. Оформляю жилеты, калфаки и хасите (широкая украшенная лента через плечо) для галереи «Эбиволь». Но теперь уже не думаю, купят ли их. Создаю для истории. Ведь трудоёмкую работу продать сложно».

Такие вещицы можно купить. Фото: АиФ/ Александра Дорфман

Добавить цвета

Впрочем, поиски более дешёвых материалов всё-таки дали плоды. Светлана Королёва решила добавить цвета в свои работы. Так, она первой стала использовать цветной жгут в золотном шитье. А позже родилась новая авторская техника - шитьё шерстью.

   
   

«Золотное шитьё монохромное и выглядит более графично, а если добавить цвет, то узор оживает, - говорит мастерица. – Но важно, чтобы композиция не развалилась от обилия красок, ведь в каждом лепестке на моих панно нити четырёх-пяти цветов. Причём сочетания эти в каждом листке разные. Для одного лепестка перебираю до 50 вариантов сочетаний. Так рождалось панно «Букет».

Её работы достойны стать семейными реликвиями, передаваться из поколения в поколение. Вот только жаль, что секретов этих уникальных авторских техник больше никто не знает. Светлана бы и рада научить, готова разработать программу курсов, лишь бы нашлись желающие. Но видно в век тайм-менеджмента, когда каждый знает, сколько стоит час его работы, посвятить себя такому кропотливому творчеству никто не торопится.