Что надевать будем? Дизайнер о красоте и моде во время санкций

Если иностранные бренды уйдут из России, они потеряют огромный рынок сбыта. © / pixabay.com

Узнав о том, что в России приостановили работу многие модные бренды, кто-то из казанцев бросился скупать в магазинах всё, что попало, кто-то рванул в Москву, надеясь запастись одеждой впрок.    
   

Стоит ли это делать и как теперь будут одеваться люди, в интервью «АиФ-Казань» рассуждает казанский дизайнер Надежда Аюпова.

 В пир, в мир и в добрые люди

Ольга Любимова, «АиФ-Казань»: – Надежда, что, на ваш взгляд, придёт на смену привычным модным маркам?

Надежда Аюпова: – В Китае, Турции, которые не входят в список недружественных стран России, очень хорошо развита лёгкая промышленность. Думаю, прежде всего, с этими странами удастся наладить поставки сырья – тканей. Россияне будут покупать их, шить из них либо приобретать готовую одежду из Турции и Китая. Наверное, многие начнут шить на заказ – откроется много ателье, они будут развиваться. Но дешёвого пошива не будет.

– В Казани есть вы, другие известные дизайнеры. Понятно, что дизайнерские вещи и массмаркет – как говорят, две большие разницы. И всё же, неужели наши дизайнеры не могут быстро развернуть производства на основе своих идей?

– За короткое время такую работу проделать невозможно. Чтобы создавать отечественные бренды и запускать их в серийное производство, нужна очень мощная база – материал, технологии, лекала, оборудование. Нужны очень большие вложения, налоговые преференции. Иначе эта одежда будет крайне дорогостоящей, и массовый покупатель не сможет её приобрести. Без государственной поддержки дизайнеры не выдержат конкуренции с легпромом Китая и Вьетнама. Их продукция опять будет дешевле нашей, и поэтому покупатели опять выберут Азию. А мы без господдержки проиграем.

   
   

Наряжаться не хотим?

 – Какие есть возможности быть модным, стильным сегодня?

– Думаю, о моде сейчас мало кто думает. Увы, но мы наблюдаем такую тенденцию, что мир не хочет сегодня наряжаться. Всё началось ещё во время пандемии Covid-19. Маска с модельным платьем плохо сочетается. Многие привыкли носить спортивные костюмы – и в пир, и в мир, и в добрые люди. Даже в театр иногда приходят в спортивных штанах и кроссовках.

– Может быть, это к лучшему? Меньше потребностей – меньше расходов?

– Это, конечно, грустно. Ведь когда человек стремится быть красивым, у него совсем другое настроение. Я уверена, что всегда можно найти возможность хорошо выглядеть, если ты этого хочешь. Наверное, женщине сейчас самое время стать женственной – забыть о джинсах, футболках, спортивных штанах и надеть платья, юбки, плащи. Мужчинам этого очень не хватает. Они хотят видеть красивых девушек вокруг. Если у женщины красивые ноги, я не понимаю, зачем она прячет их?

Бренды, модные марки – не главное. Совсем не стоит отчаиваться от того, что у нас теперь не будет, например, «Zara». Если женщина гонится только за брендами и при этом не понимает, как эти вещи носить, наверное, не стоит тратить деньги ради того, чтобы выглядеть нелепо. Может быть, лучше заниматься своим телом – за это ведь не надо платить. Если правильно питаешься, ведёшь здоровый образ жизни, следишь за фигурой, лицом, то у тебя хорошие мысли в голове. И вы будете великолепны даже в простом ситцевом платье, которое сошьёт портной или вы сама. Выбирая ткань, лучше приобрести ту, в составе которой есть хотя бы 50% натурального волокна, хотя бы вискозы. Плохая синтетика, очень дешёвая ткань сразу бросаются в глаза. Лучше иметь минимум вещей, но качественных.

 – В марте в магазинах были очереди за парфюмом, косметикой. Но ведь и в СССР можно было купить духи Nina Ricci, Climat. Я в то время познакомилась с парфюмом Estee Layder. Эти духи, которые сейчас трудно купить даже в Париже (и там, и в России продают в основном туалетную воду), продавались в СССР.

 – На мой взгляд, сейчас вообще не надо ничего покупать, куда-то бегать – надо успокоиться, не суетиться и не страдать. Если говорить о средствах ухода, то в России производят свою косметику, кремы, средства для макияжа. Думаю, что, пользуясь ими, можно выглядеть не хуже, как если бы вы использовали западные бренды. И в Казани есть фабрика, которая выпускает шампуни, гели, кремы, другие средства. К тому же, по моим ощущениям, санкции не продлятся долго, они никому не выгодны. Это временное явление. Глобализацию уже невозможно остановить, экономические связи разрывать нельзя. Мы видим, что большинство мировых лидеров начинают понимать это.

Лицо, которое заслужили 

– У вас есть свои рецепты красоты?

– Жить без злости и всегда улыбаться – это, наверное, самое главное. Чтобы кожа была ухоженной, пить много воды. Если ты постоянно хмурая, грустная, всё это с годами отразится на лице. В 20 лет у вас лицо, которое дала вам природа; в 30 лет у вас лицо, которое вылепила жизнь; а в 50 – лицо, которое вы заслуживаете, говорила Коко Шанель. Я стараюсь заниматься спортом. Выхожу на улицу в любую погоду – иногда прохожу по 20 км в день. Давно отказалась от сахара – на мой взгляд, абсолютно вредного продукта, от продуктов, содержащих глютен.

– Стоило сахару исчезнуть на несколько дней из магазинов, люди тоже стали закупать его впрок.

– На мой взгляд, сахар сегодня едят только глубоко отсталые люди (улыбается). Если говорить серьёзно, то многие, кто следит за своим здоровьем, давно отказались от этого продукта. Сахар можно заменить сухофруктами. У меня дома есть одна пачка тростникового сахара – на всякий случай. А макарон вообще нет. Картошка сегодня дорогая, но я этого не чувствую, потому ем её очень мало – только картофельное пюре, и никакой жареной картошки. Люблю гречневую кашу, жидкие супы, рагу, огурцы, помидоры, брокколи. Чтобы мысли были светлые, нужно правильно питаться. Жизнь слишком драгоценна, чтобы тратить её на пессимистичные мысли и на вредную еду.

Что меня радует сегодня? Пандемия коронавируса, надеюсь, уже заканчивается. Скоро наступит настоящая весна. Я пишу картины. В последнее время опять начала читать обычные, а не электронные книги. Учёные считают, что, когда листаешь обычную книгу, это хорошо действует на нервную систему, человек расслабляется. Мне интересны книги о хюгге – искусстве быть счастливым. Это слово в переводе с датского языка означает «комфорт». Человек обретает его, наблюдая, как распускаются листья, появляются цветы, как в природе сочетаются цвета и формы. Это и есть гармония. Во всём можно найти источник вдохновения. В Казани масса музеев, куда можно ходить и развивать вкус. Там часто устраивают акции, когда можно прийти бесплатно.

– Что категорически не модно?

– Думаю, платформы – эта обувь не вяжется у меня с образом современной девушки, а также сильно облегающие джинсы с низкой посадкой. Большие декольте в повседневной одежде – тоже моветон сегодня. Какие-то просчёты в облике (не те колготки, туфли) можно простить. Но если одетая с иголочки женщина ведёт себя грубо – вот это действительно ужасно. Важен образ в целом – как женщина разговаривает, как держится, какой у неё интеллект, на какой она эмоциональной волне. Сегодня красивым делают человека оптимистический настрой, искренняя улыбка.

ДОСЬЕ

Надежда Аюпова родилась в Москве. Окончила Казанский госуниверситет культуры, Высшую российскоитальянскую школу дизайна, училась в Лондоне, стажировалась в лондонской школе дизайна St.Martin. Дизайнер, стилист, имиджмейкер, лауреат международных конкурсов «Адмиралтейская игла» (Санкт-Петербург), «Русский Кутюрье», «Русский силуэт» (Москва), «Серебряная нить», «Национальные традиции в современной моде» (Казань).

МНЕНИЕ

Член правления Российского Союза предпринимателей, профессор КНИТУ – КХТИ Татьяна Фёдорова:

 

– Если иностранные бренды уйдут из России, они потеряют наш рынок. Войти на него заново им будет сложнее, потому что эту нишу обязательно кто-то займёт. В России много швейных фабрик, выпускающих нормальные трикотажные и швейные изделия. Турция, Китай, Индонезия как работали с нами, так и работают, они продолжают поставлять свою продукцию. Да, цены на одежду будут немного другими, но это нормальное явление. Надо понимать, что брендовая вещь никогда не будет дешёвой. Мировые бренды сдерживают цены за счёт того, что продают свои вещи по всему миру в больших объёмах. Татарстанские швейные фабрики выпускают одежду в основном небольшими партиями. У них есть магазины в торговых центрах. С закупками тканей у этих производств на сегодня проблем нет. Они будут продолжать работать. Вопрос дальнейших закупок тканей сейчас уже прорабатывается.

Швейники республики в основном заточены на производство средств индивидуальной защиты, школьной формы. Вопросов по пошиву школьной формы точно не будет – у фабрик есть для этого всё необходимое. Тем более что ткани для школьной формы выпускают наши предприятия в Пермском крае и Брянске. Но подорожание на форму будет, потому что дорожает сырьё для тканей (его привозят в основном из Китая, других стран), дорожает логистика. Сказывается на ценах и то, что вся экономика работала на долларовом эквиваленте.