Эхо сибирских пожаров докатилось до Татарстана. На минувшей неделе над республикой висела мгла из частиц дыма и гари.
«В интересах страны сегодня, может быть, сосредоточить силы не на «Силе Сибири», а на борьбе с пожарами, которые там никак не могут потушить, - рассуждает казанский краевед Лев Жаржевский. - Но проблема в том, что случилась замена интересов страны интересами определённого круга лиц, которые этой страной управляют».
Приземлённый интерес
- Ваш Дикобр Бобровский (псевдоним Л. Жаржевского, под которым он писал «Ехидные заметки» о ляпах в газетах в 90-е) воскрес в новом качестве – теперь он только краевед. Но вас называют и политологом, историком.
Историю в школе и техникуме еле вытягивал на четвёрку. Краеведением я был «отравлен» в Питере, когда после училища получил направление в пригород Ленинграда. Позже перенёс это увлечение на Казань. В конце 1970-х – начале 1980-х это был способ ухода от действительности, своего рода эскапизм (бегство). Спорили о далёком, только бы не думать об окружающем, поскольку оно было стабильно, однообразно и не всем нравилось.
- Бум краеведения в Казани - тоже эскапизм?
- В краеведении много кича. Сказать по существу нечего: кто построил здание, когда? И начинаются легенды: вот тут ходит привидение… Этот бред даже входит в популярную серию путеводителей.
В Казани трудно прививалась нумерация домов. До революции издали лишь одну адресную книгу Иванова в 1895 году со списком домовладельцев, улицами, номерами домов, и то неполным. В 1980-е было известно около 20 адресов, где жили Ленин, Горький, Шаляпин, и всё. Я понял, что надо заняться переводом дома «такого-то» на нынешний адрес. В архивах изучал разрешения на строительство, ремонт зданий. К ним прикладывали план, чертёж фасада, выкопировки из генплана. Так, выяснил, например, что баня Евдокии Гутман, где бывал Шаляпин, находилась на ул. Лукницкого (сейчас Туфана Миннуллина).
У меня интересы приземлённые - изучаю городское хозяйство. Казалось бы, что может быть прозаичнее канализации? А дошло до того, что к 1926 году из Казани не вывозилось три четверти нечистот. Город стоял на дерьме. Эта тема была заброшена и никого тогда не интересовала. Первые коллекторы начали строить в 1927 г на ул. Татарстан. Казань, кстати, не обеспечена канализацией до сих пор. Её нет в городских посёлках. Там есть ассенизация, но не канализация.
- Говорят, канализация – показатель цивилизации - была ещё в Волжской Булгарии?
- Я не археолог, чтобы оценивать эти данные. Для канализации нужна подача большого количества воды, с хорошим напором. Эту воду надо было доставить, но ведь по климату Волжская Булгария - не Рим, где ничего не замерзает. Может быть, в 3-4 булгарских домах и было что-то похожее на канализацию...
Не мешай и исполняй
- Зачем тратить время на знания, не нужные для работы?
- Где-то я читал, что неуёмная тяга к знаниям – та же похоть, но только интеллектуальная. Почему я должен отказываться от того, что мне интересно и позволяет находить неизвестное даже специалистам? Изучая документы на интернет-аукционах, случайно вышел на разведывательную школу Генштаба, действовавшую в Казани в войну. Она находилась в Кремле, в Губернаторском дворце. Там готовили глубоких нелегалов для работы за границей, преподавал будущий маршал П. Рыбалко.
- Какой период истории Казани наименее изучен, но важен для нас, сегодняшних?
- Период с конца XVIII века до второй половины 1860-х: хотя бы потому, что в то время в Казани почти не было ежедневных газет. Казённые «Казанские губ. Ведомости» не в счёт. Это время интересно тем, как менялись отношения людей. Одно дело - их отношения в период крепостного права, другое – в первые годы после его отмены, во время великих реформ.
Издавались письмовники с примерами служебной корреспонденции, формами обращения: как начинать и заканчивать письмо равному по общественному положению, как писать к старшему по положению и т. д. Были образцы для торговцев, для мещан – для всех сословий. Издавались книги, как вести себя при визитах, на похоронах, причём детально.
Смысл в том, что тогда власть имущие отошли от безусловного подчёркивания своего положения, не стало формулы «раб – господин». Формировались чёткие отношения между подданными государя, стоящими ниже или выше по положению.
- А как сейчас?
- Отношения вольные на любом уровне. Есть сосредоточенность на обыденности, на материальном достатке в меру своих возможностей, узость духовных интересов… В то же время есть широчайшие возможности (скажем штампом) для духовного роста. Никаких тебе препятствий: веруй во что хочешь, изучай что угодно, совершенствуйся духовно, хочешь стать отшельником – становись, никто тебя не будет привлекать за тунеядство. Только не мешай людям, исполняй законы.
Где застряли?
- Зато меньше социальных лифтов. Раньше ими были комсомол, КПСС.
Сейчас положение совершенно другое. Идёт целенаправленный отрицательный отбор. Если есть кандидатуры на какие-то высокие должности, выберут того, на кого папка потолще (компромат).
Отсюда повальное воровство высоких государственных чинов, даже среди генералов СК (на днях осуждены замглавы ГСУ СК РФ и экс-оперативник ФСБ, вымогавшие 30 млн руб., экс-следователь ГСУ СК РФ по Москве за покушение на получение взятки. - Прим. ред.).
- Жёстче надо их наказывать?
- Надо не брать их! А то было непонятно, что они из себя представляют. На мой взгляд, проблема в том, что случилась замена интересов страны интересами определённого круга лиц, которые этой страной управляют. А это не одно и то же. И они делают всё, чтобы подольше удержаться у власти.
- Это желание любой власти.
- Но не в таких формах. Сейчас формы что ни на есть тоталитарные. Просвечивается всё и вся – под любым предлогом. Я тоже сторонник порядка, но нормального. Не такого, когда сажают за лайк в соцсетях. В интересах страны, может быть, сосредоточить все силы не на «Силе Сибири», а на борьбе с пожарами, которые там никак не могут потушить. А мы видим всё, что угодно, но только не это. Читаем про самолёт, который сбросил несколько тонн воды на пылающую Сибирь, а там всё горит.