Профессор, завкафедрой оборудования химических заводов Казанского национального технологического университета (КХТИ) Алексей Махоткин рассказал «АиФ-Казань» о том, отчего директора предприятий предпочитают импортное отечественному и почему инженеры не решают великих задач.
Опасные шаги
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Алексей Феофилактович, на днях опубликовали материалы по оценке возможного воздействия на окружающую среду мусоросжигательного завода. Вы разрабатывали системы очистки газовых выбросов для двух десятков крупных предприятий России. Что скажете? Нас уверяют, что это безопасно.
Я по-прежнему считаю, что строительство МСЗ такой огромной мощности практически в черте города, а тем более в близости от «нагруженного» промышленностью Авиастроительного района – очень не продуманный шаг. Зачем в ХХI веке сжигать мусор? И это не считая огромных затрат на строительство самого завода (28 млрд руб. - Прим. авт.). По моему мнению, можно найти другие пути решения проблемы отходов, кроме их сжигания. А вообще, если бы казанские учёные занимались проектированием оборудования для МСЗ, можно было бы в разы удешевить проект. Многие аппараты и катализаторы для очистки газов, разработанные у нас, несоизмеримо эффективнее зарубежных. Это подтверждает множество наград, полученных на зарубежных выставках. Но отечественные разработки не нужны.
- Люди не верят заявлениям, что завод не будет «керосинкой». Считают, что при создании подобных предприятий об экологии заботятся для галочки.
- Экология предприятий настолько тонкая и сложная вещь, что для настоящей заботы о ней нужно несколько условий: высокий уровень культуры людей, принимающих решения, высокий уровень их образования, высокий уровень государственного отношения к делу. Процессом должны руководить учёные и специалисты. И наконец, требуется совершенствование законодательства. А сейчас у нас кто пишет законы? Нередко те, кто больше всех по-крупному нарушают.
Затраты на экологию составляют до 30% расходов предприятия. Не сразу они приходят к тому, чтобы позволить себе такие затраты. Когда я был в Германии в 1961 году, в реке Рейн было страшно даже руки мыть, настолько она была грязная. Недавно побывал там снова – эту воду чуть ли не пить можно.
Ценные кадры
- Во второй половине ХХ века выпускники советских школ мечтали стать инженерами, сейчас престиж технических специальностей снова пытаются возродить. А что повлияло на ваш жизненный выбор стать инженером?
- Решающую роль сыграл отец, когда отправил меня в 16 лет на Бугульминский механический завод работать учеником фрезеровщика. За три года я дорос до фрезеровщика-инструментальщика 5 разряда, подготовил учеников, внёс несколько рационализаторских предложений и даже был награждён золотым знаком «Серп и Молот» ЦК ВЛКСМ как молодой передовик производства. Кстати, нас пятеро братьев, и все пошли в инженеры.
- Сейчас хорошие специалисты – штучный товар. Кому завтра делать прорывы, подобные первому полёту человека в космос?
- Сейчас, к сожалению, люди втянуты в борьбу за деньги. О чём говорить, если кандидат технических наук получает 20 тысяч рублей и всё время вынужден искать подработку? А молодых людей интересует зарплата. «Инженер» в вольном переводе - «творец», изобретатель технологий. И он работает над конкретной проблемой. Сейчас же её перед ним ставят всё реже. Но если задача есть, то мы выдаём великие результаты. История всегда циклична, и скоро знания снова будут стоять во главе угла, а пока инженерам приходится непросто. Если в советское время предприятия значительные средства тратили на НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, то сейчас у многих нет такой статьи расходов.
- По статистике, США тратят 2,7% своего ВВП на НИОКР, Япония - 3,3%, а Россия - лишь 1%. В СССР было 5%.
- Да. А если инженер вынужден заниматься другой работой, чтобы выжить, он начинает деградировать как специалист. Кроме того, прогресс происходит через творчество, но оно невозможно, если человек перебивается с хлеба на воду. Есть и глобальная проблема – на предприятиях сегодня заправляют не инженеры, а менеджеры. Среди руководителей предприятий и цехов мало технических специалистов.
Студент «не тот»?
- Вы почти 50 лет преподаёте в КНИТУ. Студент нынче и вправду уже «не тот»?
- Такие рассуждения о «качестве» студента вечны. Сегодняшние учащиеся тоже неплохие, но времени на учебу у них намного меньше: они работают, стипендия-то маленькая. Но тут есть и плюсы. В острой ситуации они могут показать выдающийся результат - как раз потому, что более самостоятельные, чем старшее поколения, умеют бороться.
- Какая отрасль экономики особенно нуждается в развитии?
- Обидно за судьбу отечественного машиностроения. Его «остановили» во время перестройки, а ведь Советский Союз делал чуть ли не больше всех станков в мире. Сейчас объёмы производимого оборудования, по некоторым данным, не достигли даже показателя 60-х годов. Но машиностроение - это локомотив промышленности! А второй локомотив народного хозяйства - это дороги.
- Нашей республике на эту русскую беду грех жаловаться.
- Татарстану вообще грех жаловаться, потому что благодаря нефти он давно является «кормильцем» страны. Но не нужно надеяться на природные ресурсы. Богатство нужно строить на богатстве научно-технических достижений народа!
Смотрите также:
- 75-летний математический гений чинил холодильники, проектировал вентиляцию и пытался приручить энергию ветра и солнца →
- Расправим крылья? Экс-ректор КАИ о «Белом лебеде» и авиастроении →
- Игорь Виттель: Фарс с ружьем на стене →