Бизнесмен-блогер. Нияз Латыпов о пользе разорения и современных соцсетях

Александра Дорфман / АиФ

Почему в сельском хозяйстве у малых предприятий мало шансов и чем полезно разорение, рассуждает бизнесмен, фермер и один из самых известных блогеров Татарстана Нияз Латыпов.

   
   

«Разоряться больно, страшно даже»

Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Нияз, почему это горожанин стал вдруг фермером-овцеводом? Гены потянули?

 

Нияз Латыпов: Точно не гены. Одно время на семейных советах только и обсуждали, в кого я такой уродился. Папа, мама, дядя, тетя – директоры школ, прадед – мулла, бабушка училась в Смольном институте. И тут я с авантюрным характером. Решили, что в двоюродного деда, купца первой гильдии.

Так вот, фермерство задумывалось не как бизнес, а хобби. Хотелось на старости лет стать владельцем поместья, чтобы «барин приехал, девки бягут».  Увидел объявление в газете - продаются земли, 24 га. Купил, потом два года судился, чтобы их узаконить. Взял кредиты, купил КАМАЗы, тракторы-сеялки, коров, гусей, 200 племенных суягных овец.

- А через несколько лет бросили это дело...

- В силу своего неуемного характера затеял масштабный логистический холодильный комплекс. Но малость не рассчитал, и пришлось продать фермы и земли - я же их заложил ради кредита на «холодильник».

Досье
Нияз Латыпов. Бизнесмен, блогер. Родился в г. Мензелинске в 1969 году. Закончил КГТУ-КАИ им. Туполева. Отец троих детей.

Но это уже третье мое падение. Первый раз пришлось обанкротиться из-за наезда бандитов. В начале 2000-х я переделал магазин в киноклуб «Омут» (он такой был первый в Казани - с небольшими мягкими диванами, кнопками вызова официантов, суперзвуком и проекторами). Чтобы сделать вывеску и оформление для картин с неоном, купил в Москве стеклодувный заводик.

   
   

Второй бизнес у меня сгорел. Буквально. Отремонтировал казанский кинотеатр «Татарстан», все в нем было круто, но проработал он ровно месяц. Здание историческое, перекрытия деревянные, горели хорошо. Семь пожарных машин тушили с раннего утра до позднего вечера. В минус 25 на улице Баумана потом был чуть ли не метровый слой льда.

- Тоже происки недоброжелателей?

- Нет, старая проводка. Но разорение мне в конечном счете пошло на пользу. Начинаешь понимать, чего ты сам ты стоишь и чего люди вокруг тебя. Все наносное и ложное отваливается. Приятели разбегаются, остаются друзья - самые близкие.

Два человека продали свои квартиры и отдали мне деньги безо всяких расписок и условий. Один – старый друг со студенческих времен. Второй - моя жена, тогда мы только познакомились. К сожалению, год назад я овдовел.

Разорение даже полезно. Люди, заработавшие первые большие деньги, считают себя пупами земли. Думают, что теперь всегда будет так. У меня тоже был период, когда я считал, что кум королю. Но жизнь отрезвляет.

Конечно, разоряться больно, страшно даже. Но когда это происходит не в первый раз, понимаешь, что деньги очень приятны, но это не цель, а средство, как кровь в человеческом организме. Если ты последовательно занимаешься своим делом, они приложатся.

- Если говорить об экономике, то ее кровь - производство и бизнес: собственные товары, рабочие места, налоги. Какая таблетка нужна для развития?

- Нет такой. Многие говорят, мол, были бы у меня покровители или деньги, вот я бы развернулся. Да это отмазки для самого себя! Просто боятся сделать шаг. Правда, не всегда высокий риск оправдан. Мои падения – это плата за риск, а на длинной дистанции часто выигрывает курочка, которая по зернышку клюет. И не надо ни за кем ходить и просить. Если ты затеял дело, которое имеет перспективу, к тебе, по Булгакову, сами придут и все дадут.

- Власти говорят, что готовы предоставить льготные кредиты для бизнеса под 2 – 4 процента годовых, но казанцы сами не идут. Вы верите этому?

- Вполне. Потому что мало создать проект, надо довести его до людей. К примеру, была такая программа по мелиорации для сельхозпроизводителей. Госсубсидия составляла 90%. Когда я людям рассказывал, оказалось, почти никто о ней не знал. Сельского предпринимателя искать не надо – он же в деревне как гриб посреди поляны, - почему бы его не найти и не рассказать об этом? Пусть бы на уровне исполкомов сидели бы 1 – 2 человека, которые реально бы помогали предпринимателям в их проблемах. Хотя бы бумаги оформлять и подавать. У нас такая забюрократизированность, что в этом есть необходимость. Фермеры не могут целыми днями ездить выбивать деньги.

Фермеры не могут ездить и выбивать деньги, им работать надо. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

- Что вы поняли о фермерстве за несколько лет погружения?

- Что это высокотехнологичная сфера. Если ты хочешь выйти на большие деньги, должен вложиться и продолжать инвестировать - очень много. Кормление животных, хранение, логистика - все очень высокотехнологично. Для малых предприятий есть шанс только в уникальной нише типа выращивания необычных животных или производства экологически чистых продуктов.

Угроза свободе слова?

- Вы входили в российский топ-20 Живого Журнала. Мат и хамское содержание постов, характерное для многих топ-блогеров, грубый троллинг со стороны их читателей - у нас что, стремительно меняются нормы языка?

- Помните же в 90-е заголовки газет типа «Банда лесбиянок избила летчика». Это востребовано, потому что не сформирован хороший вкус, а его формированием надо заниматься. Сети поощряют желтизну. С недавних пор в ЖЖ для того, чтобы оставаться в топе, ты должен постоянно «желтуху» гнать. Какое-то время я пытался, потом подумал – ради чего?

- Правительство РТ утвердило «дорожную карту» для защиты детей и молодежи до 23 лет от вредной информации в Интернете. Делать это собираются за счет улучшения медиаграмотности.

- Хорошая идея, потому что интернет – та же улица, на которой можно встретить дебошира или маньяка. Нельзя все время контролировать детей на улице, но мы должны объяснить им, что делать, если встретишься с дебоширом.

- Но многие видят в этих мерах угрозу для свободы слова.

- Смотря как воспользоваться этой возможностью. Можно же не ограничивать ее. Если же говорить о борьбе с анонимайзерами, я считаю, что в персональной ответственности ничего страшного нет. Человеку, который состоялся, нет нужды себя скрывать.

- Блогеры Татарстана – сила? К вам прислушиваются?

 - Читают, прислушиваются, но могли бы и больше, если бы обитатели блогосферы Татарстана не были такими разъединенными. В отличие, к примеру, от Уфы, где люди дружески расположены друг к другу.

6 тыс лайков за 10 минут

- Блогеров иногда обвиняют в продажности – мол, продвигают марки товаров или политические течения.

- Тут все как в обычной жизни: ест продажные люди, а есть непродажные. Но в Интернете, конечно же, роль играет хайп - шумиха. Ради нее готовы на нечистоплотность. Тем более что пипл все равно хавает.

- А легально заработать на блоге в РТ можно?

- Вполне. Главное, наработать аудиторию, а она сама формируется, если ты генерируешь интересный контент (содержание). В Интернете меняется все со страшной скоростью. Сначала я к Инстаграму относился легкомысленно. Но до тех пор, пока один товарищ не привез из Москвы двух девочек пропиарить проект, одна из них - какая-то Катя Клэп. А товарищ - мол, ты у дочери спроси, кто такая. Она мне: «Что, Катя Клэп?!. Я с тобой? Автограф! Селфи!» Пока мы с ними ехали в лифте, девочки сделали «лифтолук», запостили. Через 10 минут - 6 тысяч лайков. Я был поражен.

- Да, сбываются предсказания 15-летней давности, что СМИ в будущем будут представлять фото и подписи к ним. А вообще почему Инстаграм стал так востребован? Какое дело до того, что кто-то там ел на завтрак?

- Потому что народ склонен создавать себе кумира, особенно в юности. Кроме того, ленив. Посмотрела девушка, каким шампунем кумир моет волосы и какой помадой пользуется, и выбирать не надо. Вообще это действительно феномен, что человек, который часто не обладает знанием темы, профильным образованием, начинает вдруг собирать большую аудиторию.

- Какие опасности общество недооценивает?

- Беспокоит неэффективность освоения «государевых денег» во многих сферах. Например, создавать журналы из дорогой бумаги, которые прочитают, условно говоря, несколько человек. А второе то, что образование стремительно устаревает. Многое из того, что работало 5 – 10 лет назад в социологии, маркетинге, пиаре выглядит сейчас глубоким анахронизмом. Получается, обучают люди, которые не разбираются в вопросе.

Фото: pixabay.com

- Чему вы считаете важным научить детей?

- Заучиванием и конспектированием нет смысла заниматься. Важно уметь искать информацию и иметь критическое мышление. Большинству же населения достаточно того, что им транслирует телевизор.

- Удалось сыну и дочери передать критическое мышление?

- Даже слишком, если посмотреть на старшего. А что делать? Важнее вырастить человека свободного.