Около сотни художников из Татарстана мобилизовали на фронт в годы Великой Отечественной войны. Многие из них так и не вернулись домой. Но некоторые смогли выжить, сохранить свои фронтовые зарисовки и показать детям и внукам, какой они увидели войну.
Фронтовой дневник в картинках
В наградном листе Родионова указано, что с ноября 1944 года гвардии лейтенант работал художником в редакции армейской газеты «Во славу Родины». Часто выезжал на передовую и делал там зарисовки отличившихся бойцов и командиров. За короткое время освоил производство типографских клише в боевых условиях и передавал в газету портреты героев сражений за Одер, Нейсе, Шпрее и Берлин. За это его отметили медалью «За боевые заслуги». Он также награжден орденом Отечественной войны второй степени и медалью «За оборону Сталинграда». После Победы тема войны осталась одной из ключевых в творчестве Александра Родионова. Картины он писал, опираясь на свои фронтовые воспоминания.
А вот художник Махмуд Усманов занимался живописью ещё до призыва в армию - работал учителем рисования в Кукморе. В годы войны он тоже трудился в армейских газетах, сделал множество фронтовых рисунков. Отличился и в воинской службе, за что получил орден Красной звезды, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». В 1946 году он демобилизовался в Казань, работал в товариществе «Татхудожник».
Портрет солдата
«Отец попал в 86-ю Краснознаменную стрелковую дивизию имени Татарского ЦИК, которая дислоцировалась рядом с Брестом, на границе с Польшей, - рассказывает Фарида Шарифуллина, дочь Лотфуллы Фаттахова. – Рано утром началась война, о которой солдаты даже не подозревали. Папа вспоминал, что до поздней ночи они смотрели фильм «Николай Щорс». А на утро проснулись от бомбёжки. В панике побежали в поле, спрятались во ржи, не могли понять, что происходит».
22-летнего Лотфуллу контузило, из носа, из ушей шла кровь, потом два-три месяца он ничего не слышал. В таком состоянии его и взяли в плен. В годы войны он прошёл несколько концлагерей - Линген, Лимбург и другие. В таких нечеловеческих условиях ни о каком творчестве, конечно, не могло быть и речи. Думали только о том, как выжить. Похудели до 38-40 килограммов.
По дороге в очередной лагерь Лотфулла с товарищем из Ленинграда снова решились на побег. Разобрали пол в вагоне поезда и на ходу решили лечь между рельсами. Остальные на такой побег не согласились, а они рискнули и спаслись. Долго шли пешком, пока не вышли к границе с Францией. Там встретили партизан и попали во французское Сопротивление.
«Об этом я узнала уже после смерти отца, когда нам с братом разрешили изучить его дело в архиве, - говорит дочь художника. – Но мы и до этого подозревали, что его жизнь каким-то образом была связана с Францией. Дело в том, что отец никогда не смотрел фильмов о войне, кроме одного раза. Это была картина про французскую эскадру. Он смотрел очень внимательно и вдруг засмеялся над репликой французского лётчика ещё до того, как её перевели на русский язык. Скорее всего, он понимал по-французски».
Первую картину военного времени Лотфулла Фаттахов написал в 1945 году в Польше. Это был портрет солдата Ивана Калитина на немецком холсте.
«Война – это моя тема»
«В 1941 году мы вели бои почти круглосуточно, и я почти забыл, что я художник, - вспоминал Харис Якупов. - С 1942 года с альбомом уже не расставался, рисовал первых пленных под Москвой, разрушенные города, села и так далее. Желание рисовать и рисовать увеличивалось с каждым месяцем. Я понимал, что для истории мои рисунки пригодятся. Я почему-то всегда чувствовал, что останусь жив, обязательно останусь, и знал, что, когда наступит мир, у меня будет такая колоссальная тема, как война, буду писать большие полотна по сюжетам, увиденным в эти тяжелые дни. Ведь все военные сюжеты моих работ взяты из реальности. Так что в мирные годы война у меня - одна из ключевых тем».
Художник был писарем и чертёжником в Черниговской стрелковой дивизии. В наградном листе сказано, что «находясь в наступавших подразделениях, он умудрялся своевременно и правдиво информировать дивизионный штаб». А в боях за Чернигов его инициативность и находчивость помогли форсировать реку Десна и овладеть городом. Так 23-летний Харис заслужил орден Красной звезды. Позже он привёл в порядок документацию штаба 15-го стрелкового корпуса. Художник чертил отчётные и оперативные карты, создал хронологию всех наступательных боев корпуса. Был удостоен ордена Отечественной войны второй степени.
Харис Якупов участвовал в сражении на Курской дуге. «В первый день мы отбили 11 атак, - рассказывал он. - Немцы через каждый час вводили свежие силы, но мы неплохо держались. И так семь дней - с утра до вечера, только ночью чуть-чуть было затишье, немножко отдыхали, а с рассветом опять бои. Это была мясорубка. Не знаю, кто меня спас... Уцелел. Мы все были охвачены азартом, от земли до неба чёрные облака гари поднимаются, крики кругом... Спустя семь дней немцы прекратили наступление. Мы поняли, что они выдохлись, а мы пошли в контрнаступление. Они, конечно, огрызались сильно, но были это уже не те немцы. Они сдавали деревни, города... После Курской битвы весь мир уже понимал, что победа будет непременно за советскими войсками. 1944 год был наш, немцам был капут».
Харис Якупов прошёл Сталинград, Польшу, Германию. День Победы встретил в Праге. «Мы уже восьмого мая знали, что война вот-вот закончится, но когда мир подписали, мы ещё воевали до 11 мая, такая была ситуация. Немцы отступали в сторону американских войск и не хотели сдаваться, у них была команда не сдаваться именно русским. Наши послали парламентеров. Мы смотрим, немцы хорошо их приняли, не стреляют. Поговорили, наши пошли обратно, и тут немцы расстреляли их в спину. Да... А война уже кончилась... Наш командующий дал приказ стрелять по колоннам. Некуда немцам было деться, много мы их положили. На этом эпизоде в 10 часов вечера 11 мая война для нас закончилась».
«Держитесь любой ценой!»
Об одном из боёв подробно рассказывал и художник-портретист Виктор Куделькин. Войну он встретил 30-летним, воевал в составе второго Белорусского фронта, был ранен, контужен. Участвовал в обороне Москвы, взятии Кенигсберга. В боях получил ордена Красной звезды и Отечественной войны. Военную службу окончил в марте 1946 года в Германии командиром взвода связи бригады правительственной связи СССР.
«Наш взвод 742-й отдельной роты вместе со стрелковыми частями пробился к Висле, - вспоминал Виктор Куделькин. - Мы здесь подступали к самому берегу реки. Из-за деревьев видим реку шириною примерно метров 400, её поверхность - белая снежная равнина, но сапёры говорят, что она еле выдерживает человека, а о переправе на технике и говорить нечего. Нужен мост. Но его не построить, пока нет плацдарма на том берегу…
Гитлеровцы сидят тихо, себя не выдают, чувствуют себя в безопасности. Командир предложил выделить группу для форсирования реки, в том числе и связистов. Как правило, это бывало в тех случаях, когда задача требовала беспредельной отваги, самопожертвования, смертельного риска, но готовность к подвигу во имя Родины, верность присяге всколыхнула сердца солдат.
Рано утром в назначенном пункте форсировать Вислу не удалось: гитлеровцы открыли такой плотный огонь, что не подпустили нас даже к воде. Пришлось в темноте спускаться к реке.…На рассвете пятачок, на котором мы закрепились, скрылся в огне и дыму. Разрывы снарядов и мин слились в единый грохот. А рация доносила с другого берега глуховатый голос командира: «Держитесь любой ценой!»
…После войны Виктор Куделькин преподавал живопись в Казанском художественном училище, которое он возглавил в 1946 году.
Не шпион, а художник
«Однажды зимним утром отец проснулся, когда на фронте было затишье, - рассказывает Инга Альменова, дочь художника. - Обычно отовсюду слышна стрельба, взрывы, а тут тишина. Решил он пройтись вокруг с альбомом и карандашом, поискать интересные сюжеты для зарисовок. Вскоре увидел в овраге советскую гаубицу, закиданную ветками и припорошённую снегом. Сел на пенёк и начал рисовать. Как раз в это время шёл караул. Увидев подозрительного человека в гражданской одежде с альбомом, караульные схватили его и потащили в землянку. Утром друзья обнаружили, что художник пропал. Бегали, искали, пока кто-то не сказал, что Байназара повязали, как шпиона. В общем вовремя они его вызволили, а то поди докажи, что ты художник, а не шпион!»
В семье Альменовых хранится открытка, которую Байназар прислал своей будущей жене Анне, которая пережила блокаду Ленинграда и эвакуировалась в Казань. Загадочную телеграмму девушка получила от возлюбленного из Москвы. В ней было написано «Анка…», а дальше всё запечатано крестиками. Дело в том, что Байназар написал Анке на татарском языке, а военные цензоры, видимо, не смогли перевести, поэтому решили перестраховаться. А текст-то был безобидный: «Анка мин сине бик бик бик яратам», то есть «Анка я тебя очень очень очень люблю».
В годы ВОВ Байназар Альменов получил медаль «За отвагу». После войны он иллюстрировал книгу Нури Арсланова «Зоя» про Зою Космодемьянскую. Также у него была серия работ «Зверства фашистов», которую он не завершил.
Факт
Некоторые художники-фронтовики Татарстана после войны породнились. Так, Лотфулла Фаттахов в 1948 году женился на сестре Хариса Якупова. А сам Харис женился на сестре Байназара Альменова. Их дети посчитали, что в их объединённом роду на сегодня около 20 художников.
Смотрите также:
- Награда из прошлого. В Татарстане нашли 190 забытых Героев Советского Союза →
- Повторивший подвиг Матросова. Как о Герое СССР узнали из детского сочинения →
- Герой-счастливчик. Ахметсафа Мустафин повторил подвиг Матросова, но выжил →