Рассчитанный до 2035 г. проект генплана столицы РТ раскритиковали и Минэкономразвития РФ, и обычные казанцы. В итоге документ отправили на доработку. Учли ли в новой редакции замечания горожан?
«Мы не против дорог!»
Больше всего претензий жителей связано с проектированием дорог, констатируют в мэрии. И настаивают на их прокладке из-за роста числа автомобилей.
«В 2006 году в Казани было 180 тыс. авто, а сегодня – 430 тысяч, - пояснил мэр Казани Ильсур Метшин. - Нам нужно оставлять коридоры, намечать так называемые «красные линии», чтобы на этих местах не появились 9-этажки, торговые центры или другие объекты».
О зелёных зонах градоначальник не сказал, хотя отметил, что проект генплана учитывает интересы большинства жителей города. Видимо, жители Дербышек, где живут 100 тыс. человек, в это число не входят.
- Нас хотят лишить права дышать свежим воздухом, лишить доступа к лесу, - считает активист Денис Кропотов. Он видит в новом проекте лишь один плюс: убрали эстакаду, которую хотели возвести при строительстве дороги по ул. Главной через ж/д полотно.
- А дорога по ул. Липатова, как была, так и осталась, - говорит активист. – Мы не против дорог. Но эта будет по сути межрайонной магистралью почти без светофоров, то есть для беспрерывного движения. В итоге увеличатся вредные выбросы от выхлопных газов. К тому же дорогой нас, по сути, отрежут от леса - лёгких Дербышек.
Жители этого посёлка считают, что новые трассы через их небольшой посёлок хотят проложить вовсе не для предотвращения транспортного коллапса. Мол, это будут дороги к новому жилью вокруг Дербышек. Жители предлагают свой вариант решения транспортной проблемы – в обход пос. Дербышки и Нагорный, без сноса домов и с сохранением лесов. Похожие претензии есть у жителей пос. Салмачи, Вознесенское. Там проект генплана предполагает снос домов ради дороги. Хотя в прошлом году жителям и обещали найти другие решения. Осталась в проекте и зона аварийной посадки заводского аэродрома «Казань – Борисоглебское». Значит, людей, беспрепятственно зарегистрировавших там свои дома, участки (ведь никаких обременений не было!), могут ограничить в правах на своё имущество.
- Часть наших предложений в доработанном проекте учли, - говорит зам. председателя комитета уполномоченных представителей жителей ЖМ Первомайский и Старые Горки Ильхам Шагараев. – Так, шесть улиц жилого массива Старые Горки (ул. 1, 2, 3, 4 Калининградская и 1, 2 Героев Хасана) по просьбе жителей вернули из зоны перспективной застройки в зону ИЖС. Но основная задача проекта генплана - обеспечить комплексное развитие всех территорий по нашим массивам, считаю, не решена. Единственный свободный участок муниципальной земли в границах Старых Горок (угол ул. Карбышева и Академика Парина) забирают под многоэтажную застройку. То есть мы не получили детского сада, никаких социальных объектов на этом участке. Вместо этого запланирована многоэтажная застройка без социальных объектов. В предыдущей редакции детские сады хотели поставить нам на крышу – они были обозначены в зоне нашего жилья. Но детский сад можно было поставить на свободной муниципальной земле – в шаговой доступности.
Ключевая ошибка
Урбанист Юлия Файзрахманова считает, что в новом проекте не исправили ключевую системную ошибку – превалирование интересов девелоперов над интересами жителей. По её словам, это проявляется в проектных предложениях, связанных с застройкой зелёных зон, с закладкой дворов через них, прокладкой дорог через территории, которые уже заняты посёлками.
- Генплан однобокий, сделан только в интересах коммерческого извлечения прибыли собственниками земельных участков, которые приобрели их раньше, - считает Файзрахманова. - Наши предложения о сохранении зелёной зоны в районе ул. Гаврилова не учтены. Планы по застройке - жилыми домами, общественными зданиями - сохранены в том же объёме, как предполагалось раньше. Но понадобятся ли они? Население города сейчас около 1,2 млн человек. На расчётный период – до 2035 года – прогнозируют, что население Казани увеличится ещё на 300 тысяч. Однако за последние 20 лет численность города выросла всего на 150 тыс. человек. То есть планы активной застройки жилья, инфраструктуры могут оказаться и невостребованными.
Учтут ли все замечания горожан при выработке окончательного проекта, станет ясно в конце августа. Для их рассмотрения создана согласительная комиссия из представителей министерств и ведомств.
- В своих возражениях, предложениях люди писали и о необходимости создать такую же комиссию с участием жителей, представителей активных групп, - говорит Юлия Файзрахманова. – Ведь город должен развиваться в режиме диалога. Если согласительная процедура не найдёт какого-то компромиссного решения, если интересы жителей не будут учтены, они, чтобы отстоять свою точку зрения, могут обратиться в суд.