Онлайн-школа: как создать бизнес в интернете

В 2019 году объем мирового рынка онлайн-обучения составил 200 млрд. долларов. По оценкам экспертов рынок будет расти в среднем на 8% ежегодно и в 2026-м году составит 375 млрд. долларов. Российский рынок онлайн-образования составил 38,5 млрд. рублей и, по прогнозам, увеличится почти в 2 раза к 2026 г.

   
   

О перспективах развития рынка онлайн-образования в мире и России мы беседуем с Дарьей Шанс – основателем и директором инвестиционной компании Leader Investment Group и онлайн бизнес-инкубатора Marketinator.

- Дарья, Ваша компания занимается созданием онлайн-школ, почему Вы решили помогать другим открывать онлайн-школы?

- Мы занимаемся не только созданием, но и масштабированием онлайн-школ, обучением удаленным профессиям, формированием и развитием личного бренда, а также созданием воронок продаж и построением бизнес-процессов под ключ.

Почему решила? Все просто. Образование нужно всем. И оно должно быть качественным. Я сама умею эффективно выстраивать бизнес-проекты и создавать туннели продаж и рада помогать другим.

- Качественными – это вы верно заметили! Кажется, что сейчас на рынке очень много пустых курсов и дутых экспертов.

- Да, для них даже термин появился «инфоцыгане». Люди прочитали чью-то книгу или сходили к кому-то на тренинг и решили, что они теперь тоже могут учить. Часто учат те, кто сам в реальности ничего не достиг. За красивыми словами их рекламы – пустота.

   
   

Лично я более 10 лет училась тому, как создавать и развивать онлайн-бизнес в лучших университетах Европы и у лучших бизнес-практиков со всего мира. Затем выстроила несколько своих успешных онлайн-проектов (брачное агентство, собственная марка одежды, продажа европейской недвижимости). И только потом я создала свой курс и свой онлайн бизнес-инкубатор Marketinator.

- Вы сказали, что учились у специалистов из разных стран мира. А есть какая-то специфика, которая отличает российские онлайн-школы от европейских или американских?

- Сами программы достаточно похожи, разница в культурном коде страны и в ожиданиях людей. В наши школы многие люди, к сожалению, приходят за волшебной таблеткой. Им кажется, что вот они послушают вебинар – и к ним сразу польются рекой деньги. На Западе и в Америке люди приходят получить прикладные знания, и они готовы пахать, чтобы сделать качественный продукт, разработать маркетинговую модель, научиться продавать. Каким бы сильным экспертом вы ни были, никто этого не узнает, если вы не начнете об этом рассказывать. А рассказывать надо грамотно, поэтому мы, кстати, усилили нашу программу курсом по самопиару и построению личного бренда.

Есть еще отличие – в Штатах и в Западной Европе люди легко покупают онлайн, они привыкли к автоматизации (e-mail рассылки, чат-боты, автовебинары и пр.). В странах СНГ при чеке более 50 долларов нужно много личного общения для того, чтобы человек принял решение о покупке.

- В каких сферах Ваши ученики открывают онлайн-школы?

- В самых разных. Например, Елена Крылова открыла онлайн-школу психологической помощи «Сила трех», Ольга Пчелинцева-Марес – онлайн-школу лечения артрита «Blue lotus», Татьяна Левчик - онлайн-школу счастья и самореализации, Ирина Фокина - онлайн-школу подготовки к ЕГЭ «You can ege!», Надя Фройнд – онлайн-школу маникюра «Nadja Beauty», Жанара Абидова – онлайн-школу похудения, Максим Петров – онлайн-школу инвестиций и денежного мышления и так далее. На самом деле, в любой сфере нужны знания. И это значит, что нужны те, кто будут делиться этими знаниями.

- Каковы успехи Ваших учеников?

- Например, Елена Крылова заработала свои первые 700 долларов на личных консультациях в первые 2 недели после начала обучения. А через 3 месяца она уже создала как продюсер вместе со своим экспертом 6 онлайн-курсов и запустила платный онлайн-марафон и автовебинар. Сейчас она продюсирует разных экспертов и управляет несколькими направлениями бизнеса.

Или, например, Жанара Абидова. Ее доход составлял 4900 долларов после 3 месяцев обучения у меня. Сначала она создала онлайн-курс похудения для детей, но им заинтересовались и родители детей, поэтому она создала онлайн-курс по правильному питанию для взрослых.

- Но, наверное, не у всех такие успехи. Почему у одних получается добиться лучших показателей, а у других – нет?

- Все верно, успехи разные. На курсе каждый понимает, что онлайн-школа – это настоящий бизнес, а не беззаботное хобби. Часть людей внезапно обнаруживают у себя отсутствие предпринимательского мышления и тягу к «стабильной зарплате». И это нормально. Ведь по статистике лишь 5% населения склонны к созданию своего дела, остальным спокойнее быть наемными работниками.

Взять хотя бы только наш бизнес-инкубатор Marketinator. В нем десяток сотрудников обеспечивают обучение более 500 человек одновременно. А это зарплаты, комиссии платежных систем, оплата сервисов и программ, налоги и ответственность. И так - по каждому проекту.

Люди должны понять, что между личным коучингом или консультациями по скайпу и серьезной онлайн-школой есть разница. Мы как раз выделяемся тем, что учим наших участников онлайн-курсов системному, серьезному подходу, чтобы они сами могли влиять на свое будущее.

- Да, к вопросу о будущем. Во время пандемии порядка 15% жителей всей планеты и 12% россиян потеряли работу, по оценкам экспертов. А как у Вас и Ваших учеников? Ощутили спад желающих обучаться?

- В марте и апреле у нас был наоборот прирост, а вот в мае немного просели. Многие поняли, что онлайн-образование – это очень даже серьезное образование, нужна самодисциплина и желание развиваться. И поэтому спрос на онлайн-обучение снизился. Но по итогам года, думаю, мы вернемся к показателям начала года и даже нарастим их.

- Если говорить в целом, изменился ли, с Вашей точки зрения, за последний год рынок онлайн-образования в России?

- Потребитель становится все более и более требовательным и настороженным. На рынке появляется много предложений, в том числе сомнительных, предлагающих «волшебные пилюли». Многочисленные разоблачения «инфоцыган» снижают уровень доверия ко всему рынку. Но, в то же время, происходит некоторая самоочистка. И меня радует, что на рынке остаются те, кто дает реальную пользу. И если ты делаешь нужное дело и несешь пользу людям, если ты грамотно организовал все бизнес-процессы, то все у тебя будет хорошо. Надо самому быть требовательным к себе, тогда требовательность клиентов тебя не будет смущать.

- То есть, рынок становится все более требовательным и нужно мастерски не только создавать продукт, но и продвигать его, так? В вашей компании появились в связи с этим какие-то новые направления?

- Мы изначально были ориентированы на требовательный рынок, потому что я сама очень требовательна. Наши программы уже создавались исходя из реальной практики и перспективного масштабирования. Сейчас в рамках онлайн бизнес-инкубатора добавились такие курсы, как «Супер-команда: как искать, тестировать, нанимать и мотивировать продуктивных сотрудников», «Денежный эскалатор: как перестать бояться денег и выйти на качественно новый финансовый уровень», «Весь диджитал маркетинг: как стать звездой интернет-маркетинга», «Имя на миллион: как создать сильные личный бренд, имя и медиа-вес» и другие.

- Кому будет полезно пройти такое обучение?

- Интернет-маркетингу нужно учиться очень многим: офлайн и онлайн-предпринимателям; помогающим экспертам (коучам, тренерам, менторам и пр.); самозанятым (SMM и SEO специалисты, таргетологи, директологи и др.). А курсы по личному бренду и денежному мышлению нужно пройти вообще всем, кто хочет много зарабатывать.

- Что можете посоветовать тем, кто сейчас задумывается о получении профессии или переобучении? Стоит ли обучаться интернет-профессиям? Кажется, что этот рынок уже перенасыщен специалистами…

- Достаточно зайти на сайт вакансий и увидеть, что только на одном из них около 400 компаний прямо сейчас ищут интернет-маркетолога. Основатель Microsoft Билл Гейтс говорил: «Если вас нет в интернете, значит, вы не существуете». Так и есть. Интернет коснулся практически всех сфер жизни: от покупки продуктов питания до поиска юриста. Интернет-реклама только в России растет на 5% в год. Почти 96 млн. человек пользуется Интернетом, а это 78% населения, причем 90% из них каждый день заходят в интернет. Так что, потребность в хороших специалистах будет только расти. Поэтому нужно прямо сейчас идти учиться. Поверьте, потом вы будете жалеть, что не начали сегодня. Работы хватит всем! Но первые получают более интересные и прибыльные проекты.

- Звучит очень перспективно! Пусть так и будет! Желаем Вам и Вашим ученикам позитивной динамики!

16+