Не найти в случае ЧП. Чем опасны автобусы нелегальных перевозчиков

В Татарстане с «серыми» перевозками борются не один год. © / Ольга Любимова / АиФ

Едят чужой хлеб

Самая распространённая схема, по которой действуют нелегалы, - маскировка регулярных перевозок под заказные. То есть по документам автобусы якобы обслуживают экскурсии, свадьбы, похороны, выпускные вечера или поездки организаций, а на самом деле выполняют регулярные рейсы. В случае аварии с владельцев таких машин невозможно взыскать ущерб за причинение вреда здоровью или порчу имущества. Договоров страхования с пассажирами на случай ДТП нелегалы не заключают. Люди садятся в такие автобусы на свой страх и риск, не зная, прошёл ли водитель медицинское освидетельствование перед рейсом.

   
   

«Серые» автобусы не оснащены оборудованием ГЛОНАСС, а значит, быстро найти их в случае ЧП и оказать помощь пассажирам не удастся. Нет у них и тахографов, фиксирующих скорость, время в пути. Водители ездят сутки напролёт, не соблюдая режим труда и отдыха. Именно это нарушение, по данным Госавтодорнадзора по РТ, является главной причиной аварий. Из-за него произошла трагедия с юными каратистами из Казани в 2011 г. Их автобус разбился ночью на трассе в Нижегородской области, потому что водитель уснул за рулём.

В Татарстане с «серыми» перевозками борются не один год. Штрафуют (только в 2018 г. нелегалов наказали на 40 млн руб.), закрывают несанкционированные остановочные площадки, развивают транспортную инфраструктуру. Так, в Казани для удобства пассажиров открыли пересадочный узел «Восточный» рядом с Агропромпарком, доехать до которого можно по шести маршрутам общественного транспорта. Плюс от вокзала «Казань 1» до «Восточного» ходят бесплатные шаттлы.

Но число нелегальных перевозчиков остаётся значительным. Если по всей республике курсируют 579 межмуниципальных легальных автобусов, то только из Казани ежесуточно уходит 500 «серых» машин. В столице республики около 12 точек несанкционированной посадки пассажиров. Это районы ТЦ «Кольцо» на ул. Некрасова, ЦУМа, Советская площадь, районы Компрессорного завода и железнодорожных вокзалов «Казань 1», «Казань 2», театра Камала. Может быть, пассажиры пользуются их услугами потому, что на каких-то маршрутах не хватает легальных перевозчиков?

«Серые» заняли нишу как раз востребованных маршрутов, - опровергает эту версию начальник управления транспорта минтранса РТ Алексей Сидоров. – Они встают на уже наработанный маршрут – за 5-10 минут до отправки регулярного перевозчика, который идёт в рейс точно по графику. «Перебивают» у него пассажиров».

Так, в апреле во время пресс-рейда минтранса РТ в поле зрения журналистов попала компания «Экспресс Тур». Она ежедневно возит пассажиров из Казани в Йошкар-Олу и обратно. Билеты на автобусы продают в небольшом павильоне у Колхозного рынка. Аншлагов и вывесок, что это касса, нет. При покупке билетов с пассажиров требуют паспорт, объясняя, что эту информацию необходимо представить в минтранс РТ. И мало кто обращает внимание, что перевозка обозначена в билете как заказная. Вопросы журналистов, спрашивавших водителя, где тахограф и система ГЛОНАСС, вызвали у пассажиров лишь недовольство. Мол, нечего задерживать водителя! А безопасна ли такая поездка, людей в салоне не волновало.

   
   

Остановка на углу

На стихийной парковке в районе ЦУМа, то есть в месте несанкционированной посадки, стоят несколько микроавтобусов. Одни отправляются по городам республики, другие - в Марий Эл (в Помары, Илеть). Индивидуальный предприниматель (ИП) Анвар Р. из Тетюш нелегальным перевозчиком себя категорически не считает.

«Работаю больше 10 лет, у меня 17 автобусов, - говорит он. – Лицензия есть, данные о ней и о перевозчике размещены в салоне. Пассажирам оформляем страховки. Тахографы тоже есть, режим работы соблюдаем. Есть свой механик с высшим техническим образованием и медик, который ежедневно проверяет водителей перед выходом в рейс. Исправно платим все налоги, отчисления в ПФР. Водители официально оформлены, есть трудовые договоры, все социальные гарантии, больничные. Все перевозки осуществляем по билетам».

Языком цифр
От 50 до 400 тыс. руб. штрафа заплатят владельцы автобусов, не получившие лицензии к 29 июня. На 90 дней приостановят работу перевозчика и арестуют транспортное средство (ТС) при повторном нарушении. 7300 руб. – стоимость лицензии. 3 документа нужны для её получения: список ТС, приказ о назначении ответственного по безопасности дорожного движения, договор об осуществлении медосвидетельствования водителей перед рейсом.
По словам Анвара, место возле ЦУМа перевозчики выбирают ради удобства пассажиров: от ж/д вокзала сюда можно дойти за 15 минут. Но главная причина – бесплатная парковка. Ведь за аренду автовокзала, по словам перевозчиков, надо платить 20% с каждого билета.

«Если приплюсовать эти суммы к налоговым отчислениям, мы три недели в месяц должны работать, чтобы сделать все эти взносы, и только одну неделю на себя, - говорит Анвар. - А ведь содержание в порядке техники, её обновление требует больших затрат».

Если перевозчик высаживает и сажает пассажиров на несанкционированных остановках, он уже нелегал, пояснили в минтрансе РТ. Автовокзалы – это не только комфортный зал ожидания и прочие удобства, но и гарантии безопасности: все пассажиры проходят антитеррористический контроль.

«От каждого угла ездить нельзя, - говорит Алексей Сидоров. - Есть чётко определённый перечень автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных или конечных пунктов. (В Казани это Южный, Столичный, Восточный и Северный автовокзалы. – Прим. ред.). При заключении договоров на регулярные перевозки на маршрутах устанавливают остановки. В 2017 г. в закон РФ №22 внесли изменения о том, что любой перевозчик вправе подать заявление об установлении маршрута. На условиях конкурса выиграть и эксплуатировать маршрут уже на легальной основе. Но с момента изменений нам на рассмотрение подали только пять заявлений».

Перевозчикам не выгодно платить за стоянку на автовокзалах. Фото: АиФ/ Ольга Любимова

Лицензии по категориям

Этой весной на федеральном уровне приняты изменения в законодательстве о лицензировании всех без исключения пассажирских перевозок. Если раньше лицензии должны были иметь только регулярные перевозчики, то к 29 июня их должны получить уже все автобусы, кроме пожарных, скорой помощи, МЧС, военных. Ужесточение законодательства вызвано большим числом резонансных аварий в стране, происходящих по вине перевозчиков, маскирующихся под заказных. В Чувашии, например, осенью 2018 г. в таком ДТП погибли 14 пассажиров.

Теперь при выдаче лицензии каждому перевозчику присвоят категорию риска. Какую - зависит от количества и степени серьёзности допущенных нарушений. Это значит, что тех, у кого в предыдущие годы выявили много нарушений, ждёт вал проверок. Плюс с 29 июня недобросовестные перевозчики уже не смогут фрахтовать автобусы друг у друга.

«Если автобус зарегистрирован на конкретного перевозчика, другим использовать его не получится, - говорит Алексей Сидоров. – То есть один перевозчик уже не сможет через полгода передать своё транспортное средство другому».

Перевозчики на грядущие изменения реагируют по-разному. Кто-то, как ИП Анвар Р. из Тетюш, уже подал пакет документов для получения лицензии, а кто-то ищет новые лазейки. Так, часть межмуниципальных перевозчиков, по наблюдениям Госавтодорнадзора, с автобусов переходят на 7-местные легковые автомобили - становятся такси. Но поездки на дальние расстояния на легковых авто или микроавтобусах увеличивают риск в разы. Большой автобус конструктивно крепче и однозначно лучше защитит пассажиров при ДТП. Так стоит ли экономить на жизни и здоровье, доверяясь сомнительным перевозчикам?

«По данным ГИБДД, в Татарстане порядка 8 тыс. владельцев автобусов, - говорит начальник Госавтодорнадзора по РТ Борис Смирнов. - Но лицензий, думаю, выдадут меньше, потому что сейчас многие организации передают свои транспортные средства на обслуживание профессиональным перевозчикам. В РТ школьников перевозят в основном профессиональные перевозчики. Так гораздо проще и спокойнее. Да и театрам, наверное, затратно иметь в штате специально обученного человека, ответственного за безопасность дорожного движения, а также заключать договор по медосвидетельствованию водителя. По этим же причинам будет сложно обеспечить безопасность перевозчикам, имеющим один-два автобуса».

Зачем гонять туристов?

«Открытие туристического сезона, а в Казани по постановлению кабмина РТ №388 начали штрафовать заказные автобусы за посадку/высадку в самых значимых местах города, - говорит исполнительный директор туристической фирмы Анвар Мингазов. - Под запретом ул. Пушкина, Тукая, Ершова, Чернышевского, Некрасова, Саид-Галеева, Яхина, Коротченко, Исхаки, Московская, Татарстан, Бутлерова, Нариманова, Вахитова, Меховщиков, Шахиди, Оренбургский тракт, Сибирский тракт, пр. Победы, пр. Ямашева, Горьковское шоссе, К. Цеткин. Так оштрафовали автобус, собиравший туристов у отеля «Татарстан» на регулярную экскурсию. Мало того, что на вокзал придумали тяжёлую схему заезда, так ещё и в городе работать будет невозможно. У большинства отелей в центре стоять тоже нельзя. А людям как разгружаться на заселение?

С перевозчиков штраф от 50 тыс. руб. и выше. А нам, туроператорам, что делать? Гонять туристов с чемоданами на небольшие пятачки, куда автобусы в центре можно ставить?»

Автоюрист Татьяна Кулагина считает, что требования закона надо выполнять ради обеспечения безопасности пассажиров. С другой стороны, налоги, платежи действительно сильно тормозят развитие предпринимательства.

«Поэтому президент РФ неоднократно говорил о необходимости предельно упростить все процедуры создания и ведения бизнеса. Сделать их необременительными, дружественными для предпринимателей, сохранив при этом баланс между их свободами и интересами граждан, общества, государства. Думаю, чтобы найти этот баланс, власти, легальные и нелегальные перевозчики должны вместе обсуждать проблемы за столом переговоров. И конечно же, контроль в сфере перевозок должен быть жёстким и постоянным. Тогда и нелегалы начнут выполнять все правила, выйдут из тени».