Наше – значит, ненужное? Кто мешает торговле российскими тракторами?

Уралец / уралец.рф

Сразу несколько дилеров, которые предлагают популярные мини-трактора марки «Уралец», столкнулись с тем, что не могут приобрести эту технику у предприятия – ООО «Трактор», что находится в Еманжелинске.

   
   

От торговых представителей уже последовали обращения в Генеральную Прокуратуру РФ. Что же происходит? Мы попытались разобраться в ситуации. 

Дилеры обратились в прокуратуру

Так дилер ИП Римма Киселёва в своём обращении написала, что торгует малогабаритными еманжелинскими тракторами с 2011 года, и до сей поры не было никаких проблем, но: «В 2022 году Правительство РФ ввело на тракторы электронные паспорта и оказалось, что есть новые желающие контролировать подготовку к выдаче электронных паспортов на малогабаритные тракторы». 

Дилер обратилась на завод, и ей ответили, что АО «Электронный паспорт» не согласовывает заводу выпуск электронных ПС на новые трактора». 

Несмотря на действующий сертификат соответствия ЕАЭС, регулятор (Департамент сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ) не вносит ООО «Трактор» в реестр. На запрос Минпромторг не отвечает. 

В свою очередь предприятие ответило дилеру, что обратилось в Департамент с заявкой о внесении в реестр, однако ответа всё ещё нет. 

   
   

Аналогичные обращения поступили и от других торговых представителей. Все они теперь ждут, как на их заявления отреагируют Департамент и Прокуратура.

Импортозамещение или имитация? 

Ситуация действительно странная. С одной стороны государство объявляет своей стратегической целью импортозамещение – в том числе, в машиностроении. С другой, появляются какие-то непонятные бюрократические препоны.

Предприятие ООО «Трактор» - один из самых ярких примеров импортозамещения Фото: уралец.рф

Хотя то же предприятие ООО «Трактор» - один из самых ярких примеров импортозамещения, причём завод появился в 2000 году, когда ни о каком замещении импорта никто и не говорил. 

С той поры предприятие стабильно выпускало мини-трактора и прицепное оборудование, высокое по качеству и доступное по цене, стало известным не только на внутреннем рынке – поставки шли и в страны ближнего зарубежья. Продукцию завода представляют 50 дилеров. 

Но эти достижения, похоже, чиновников не впечатляют. 

«Самое поразительное, что импортные трактора не нуждаются ни в реестре, ни в сертификации, - говорит директор ООО «Трактор» Владимир Андрющенко. – Индия, Китай, Южная Корея, даже Япония свободно поставляют на наш рынок трактора без каких-либо ограничений и условий. И получается, что только российский производитель не может продать свою продукцию! Я позвонил в Минпромторг, спросил, в чём причина задержки – мне отвечают, что какая-то девушка, ответственная за оформление перечня, болеет, и потому всё застопорилось. Это что, серьёзный подход? Мы столкнулись с реальным административным барьером. Нашу продукцию уже признали в своё время российской, но теперь это надо доказывать снова, причём правила постоянно меняют – раньше это определяли по деталям, а сейчас по узлам». 

В результате ситуация доходит до абсурда. Мини-трактор «Уралец» хотели приобрести покупатели из администрации Увельского района, обратились за разрешением в Департамент. Там целых два месяца думали, а затем ответили, что можно приобрести любой  трактор с аналогичными характеристиками – хоть импортный. А вот российский, получается, нельзя. 

«У меня в связи с этим вопрос – мы, правда, замещаем импорт или занимаемся имитацией?» - разводит руками Владимир Андрющенко. 

Те же вопросы возникают и у торговых представителей. Создаётся впечатление, что им проще будет поставлять на рынок импортные трактора – тогда не будет таких проблем, которые возникают при покупке российской техники. Но тогда импортозамещение действительно становится имитацией.