Руководитель клуба единоборств ARES, представитель школы бразильского джиу-джитсу «Олаво Абреу» в Москве Дмитрий Гродзенский рассказал о роли тренера в воспитании ребёнка.
Вы давно в спорте, как и вся ваша семья, скажите, пожалуйста, как считаете, любовь к спорту прививается с детства? Есть мнение, что детей сейчас чрезмерно грузят различными секциями, а профспорт для ребенка — это вообще мучение. Что думаете на этот счет?
— Я думаю, что любовь к спорту или к любому другому увлечению может появиться в каком угодно возрасте. Но только спорт в детстве закладывает замечательную базу на всю жизнь, причем я говорю не только про физическое развитие. Я считаю, что у хорошего тренера ребенок будет развиваться интеллектуально и психологически. Логика мышления в самом спортивном противостоянии, умение обрабатывать сложную информацию при изучении технических элементов и так далее. Также очень важно, что дети становятся дисциплинированными и учатся уважать окружающий мир. К сожалению, в сознательном возрасте эти качества приобрести очень сложно.
Относительно профессионального спорта для ребенка: я думаю, что если родители в одной команде с ребенком и ребенок действительно получает кайф от тренировок и соревнований, то где тут мучения? Но если же ребенка заставляют заниматься тем, что ему не нравится, то это не нормально. Как мы сами, взрослые, будем реагировать, если близкие нам люди, зная, что мы чего-то не хотим, будут заставлять нас делать это только потому, что так хочется им, и при этом наше мнение их не будет интересовать? Думаю, из таких отношений ничего хорошего в дальнейшем не получится. Если это происходит между мужем и женой, то обычно дело заканчивается разводом. У ребенка часто нет возможности отказать родителям. Поэтому я вижу только один вариант: привить интерес к тому спорту, которым занимается ребенок, и тогда каждая тренировка, даже самая тяжелая, будет в радость.
Если в семье не прививают интерес к физическим нагрузкам с детства, должна ли этим заниматься школа?
— В школе есть очень недооцененный предмет — физическая культура. Я не знаю, как сейчас, но раньше на физкультуру либо не ходили, либо приходили в джинсах и в лучшем случае могли попинать мяч. Не хочется сейчас разглагольствовать на тему важности этого предмета в жизни ребенка — просто приведу несколько примеров:
- В Великобритании физкультура, математика и английский язык — это 3 основные обязательные дисциплины.
- В Германии уроки физкультуры в школе проводятся ежедневно.
- В Китае каждое утро проводится зарядка, и вдобавок у детей по 5–6 уроков физкультуры в неделю.
- В Японии здоровье граждан — это национальная идея. Главная цель — выпустить из школы здорового человека, который знает особенности своего организма, владеет культурой движения и питания.
Ваш клуб регулярно проводит открытые тренировки, расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
— Мы стараемся по возможности проводить тренировки на улице. Например, в этом году была госпрограмма «Лето в Москве». Город предоставлял площадки для официального проведения занятий. Мне кажется, это отличная возможность заявить о себе. У нас классные тренеры и классные клиенты. Почему бы не показать это другим? Ну и конечно, я думаю, кого-то мы сможем замотивировать и подтолкнуть к занятиям спортом.
Как строится коммуникация с городом? Вы участвуете в каких-то общегородских или районных мероприятиях?
— Я считаю это очень важной частью своей работы. Когда-то давно я сам работал в спортивных госорганизациях. Мы контактируем с управами районов, где находятся наши залы. Больше всего сотрудничаем сейчас с управой Ростокино. Стараемся помогать им в проведении большинства их мероприятий.
Занимаетесь ли вы благотворительностью — например, регулярные тренировки без оплаты для малообеспеченных семей и т. д.?
— Вообще ARES часто помогает людям. К нам обращаются за помощью, и обычно мы всегда коллективно выручаем человека. Также у нас есть опыт взаимодействия с благотворительным фондом «Жизнь как чудо». Мы проводили мероприятия, а вырученные средства отправляли на помощь детишкам. Делаем это мы на самом деле не очень регулярно. Отвечая на ваш вопрос, понимаю, что нужно ввести правило о проведении благотворительных мероприятий хотя бы раз в квартал.
Главная функция тренера и спорта вообще в воспитании детей?
— Самое главное — это не навредить физическому и психическому здоровью ребенка. К сожалению, большинство людей думают только о пользе и минутных результатах и даже не понимают, какие травмы могут нанести ребенку тренеры и педагоги. И самое страшное, что когда ребенок вырастет, то ни он, ни его родители даже не поймут, что, например, его неуверенность в себе — это вина его детского тренера.
Любой ли тренер может вести детские группы? Или нужен особый подход?
— Я считаю, что детский тренер — это очень крутой специалист. Он должен быть намного более компетентным, чем тренер у взрослых. Он должен знать педагогику, детскую психологию. Должен разбираться в анатомии и детской физиологии. На детском тренере лежит огромная ответственность.
Но всё чаще я встречаю практику, когда тренеры без опыта и без образования начинают вести именно детские группы. И их логика заключается в том, что детям нужно демонстрировать меньше технического арсенала, чем взрослым. И такие люди даже не понимают всей важности своей роли в жизни маленького человека, который приходит к ним на занятие.