«Антисон» для водителя и энергия из океана. Прорывные проекты юных техников

С конкурса юных изобретателей школьники Татарстана привезли три золотые медали. © / Ксения Беляева / Из личного архива

Инсаф Салахов из Зеленодольского района сконструировал эластичную капсулу для тушения пожара, Ксения Беляева из Казани изобрела волновую энергетическую установку, Индира Калимуллина из Набережных Челнов придумала устройство для контроля осанки, а Фаиль Багаутдинов из Буинского района своими руками из старого велосипеда сделал мопед. Инсаф, Ксения и Индира недавно получили за свои проекты золотые медали на Международном конкурсе изобретателей. 

   
   

В помощь пожарным

16-летний Инсаф Салахов из Зеленодольска изобрел эластичную капсулу для тушения пожара с минимальными рисками для спасателей и имущественными потерями. Она представляет собой воздушный шар, который в сдутом виде крепится к потолку комнаты. Во время пожара капсула начинает наполняться углекислым газом или воздухом с содержанием кислорода меньше 12%. Надуваясь, шар заполняет всю комнату, вытесняя окислитель. Тем временем ближайшая к огню капсула, соприкасаясь с языком пламени, лопается и создает направленный поток газа на огонь, задувая пожар.

«Изобретение не предназначено для тушения пламени в квартирах и домах, так как шар надувается, заполняя все пространство, и может навредить человеку. Его лучше использовать в складских помещениях или серверных. При этом способ тушения огня эластичной капсулой наносит меньше ущерба. При тушении водой или пеной намокают вещи и может произойти короткое замыкание», - объясняет преимущество устройства Инсаф Салахов.

Эта идея родилась у школьника неслучайно. Его отец служил в МЧС. Однажды по старому знакомству он привел ребят, занимающихся в научном кружке, в пожарную часть, чтобы наглядно показать работу спасателей. В ходе экскурсии школьникам дали задание придумать, как можно минимизировать риски при пожарах. К выполнению наказа дети приступили с большой ответственностью. Начали с робота, но проект оказался непрактичным и дорогим. Тогда пришла идея создания эластичной капсулы.

«Мы делали дома опыты с содой и уксусом, там тушили свечу. После этого перешли от дорогостоящих роботов к капсулам», - рассказывает Инсаф.

Но устройство до конца недоработано. Например, пока непонятно, из какого негорючего материала изготовить капсулу. Поэтому пока на выставках для демонстрации устройства Инсаф использует обычный воздушный шар и небольшую камеру для имитации пожара.

Для демонстрации устройства Инсаф использует прозрачную камеру и воздушный шар. Фото: Из личного архива/ Инсаф Салахов

Электричество из океана

Цифровая модель энергетической волновой установки Фото: Из личного архива/ Ксения Беляева

17-летняя ученица казанского лицея №145 Ксения Беляева получила золотую медаль за проект по преобразованию энергии океана в электричество. По ее словам, подобные устройства активно используют в нескольких странах, например, в Японии. Но преимущество ее прибора в том, что он более чувствителен к волнам. Так, установка может работать на небольших глубинах при высоте волны от полуметра. Принцип действия изобретения следующий: при прохождении морских волн поток воды колеблется внутри корпуса, устремляясь в его верхнюю часть. Затем начинает вращаться гидротурбина и ротор электрогенератора, который вырабатывает электричество.

   
   

«Целью проекта было разработать устройство для получения чистой энергии, не прибегая к сжиганию углеводородного топлива. Сегодня 90% ресурсов мы получаем именно вторым способом. К сожалению, он приводит к загрязнению окружающей среды», - объясняет пользу волновой энергетической установки Ксения.

На разработку проекта у девушки ушло около года. Идея изобретения ей пришла на занятии в научно-техническом обществе, которое работает при лицее. Ксения говорит, что физика – ее любимый предмет в школе. В будущем она хочет посвятить себя науке, а в ближайших планах – создать опытный образец волновой энергетической установки, который пока существует только как 3D-модель на компьютере.

На разработку волновой установки у Ксении ушло около года. Фото: Из личного архива/ Ксения Беляева

«Антисон» для водителей

14-летняя Индира Калимуллина из Набережных Челнов изобрела устройство для контроля осанки. Суть его заключается в том, чтобы не дать водителю уснуть за рулем.

«Моя мама - автомобилист. Когда мы выезжаем за город, долгие поездки вызывают у нее сонливость. Поэтому в дороге я стараюсь не расслабляться и постоянно ей напоминать о внимательности. Тогда я задумалась: почему бы функцию наблюдения за водителем не переложить на специальное устройство», - рассказывает Индира.

Прибор, который изобрела школьница, внешне напоминает слуховой аппарат. Он крепится к ушной раковине и не беспокоит водителя, когда тот сидит прямо. Как только автомобилист начинает засыпать и его голова наклоняется, маятник на устройстве касается внутренней поверхности цилиндра и замыкает электрическую цепь. В этот момент раздается звуковой сигнал, который будит водителя. Когда человек выравнивает осанку и поднимает голову,  звук прекращается. При этом чувствительность устройства можно регулировать, чтобы человека не раздражал звук от каждого поворота головы.

Устройство для контроля осанки может разбудить водителя звуком. Фото: Научно-техническая Ассоциация «Технопол-Москва»

Мопед из старого велосипеда

Однако не все ребята, увлеченные наукой и техникой, занимаются в технопарках, многие – самоучки. Так, в Буинском районе Татарстана школьник Фаиль Багаутдинов минувшим летом собрал из старого велосипеда самоходный мопед. По словам подростка, техникой он начал интересоваться с детства: просил отца научить его водить машину. Потом на столе юного техника все чаще стали появляться книги о рационализаторских работах.

Идея создать мопед к нему пришла, когда он увидел в сарае бабушки старый велосипед. Отец, зная о пристрастии сына к технике, разрешил ему забрать его домой. Затем вдвоем они начали изучать в интернете оборудование, приводящее в действие веломопед. Для ускорения требовался комплект из двигателя, газа, ручки сцепления, глушителя, карбюратора, «звезды» с дополнительной цепью и бензобака. Это оборудование они купили за 4000 рублей, при том, что готовый мопед в магазине стоит около 40-50 тысяч.

«Одна сторона ручки веломопеда выполняет роль газа, другая – сцепления. Когда включаешь и начинаешь крутить педали, в двигатель поступает топливо. Затем регулируешь скорость. Если закончится бензин - не беда, тут же начинаешь крутить педали», - объясняет устройство механизма Фаиль.

Фото: с сайта Правительства РТ

Пока неизвестно, какое будущее ждет изобретения наших юных техников, ведь многие разработки ученых так и остаются на бумаге. Но Инсаф Салахов и Ксения Беляева уверены, что для их открытий найдутся спонсоры, которые помогут воплотить в жизнь работы.