«Выкинуть жалко!» Почему буксует программа переработки вторсырья

70% сдаваемого в утиль сырья - картон и бумага. © / Станислав Ломакин / АиФ

Бумага-тяжеловес

В Татарстане накопилось уже 70 млн тонн отходов. Как избавиться от такого количества мусора и не плодить новый? Одним из вариантов решения проблемы может быть вторичная переработка. По данным минэкологии республики, сеть пунктов приёма вторсырья развивается. Точки сбора есть во всех крупных городах РТ. В Казани их 30, в Н. Челнах - 15. Но хотя сборщики принимают за вознаграждение до 20 видов вторсырья, жители РТ в основном сдают макулатуру.

   
   

«Бумага и картон составляют 70% от того, что нам сдают, - рассказывает директор одной из казанских компаний по приёму вторсырья Зарина Наумова. - Другие фракции населению собирать тяжелее. Переработчиков ПЭТ-бутылок в РТ достаточно много, но дефицит вторсырья для них есть. Ведь утиль мы принимаем по весу, а пластиковые бутылки лёгкие - в килограмме может быть около 20 штук. Где их столько взять? Собирать долго, а выйдет всего ничего. То же и с полиэтиленовой плёнкой. Это востребованное вторсырьё и переработчики есть, но оно лёгкое и копить его для веса долго».

Сборщики вторсырья считают, что нужно развивать инфраструктуру - чтобы пункты приёма были в шаге от дома. Но расставить их по городу, нанять приёмщиков, грузчиков, наладить логистику - всё это сборщикам приходится делать за свой счёт, без субсидий. К тому же многие виды вторсырья, включая обычную стеклотару, в РТ просто не перерабатывают, а отправлять вторсырьё на заводы в другие регионы невыгодно.

А выбросить-то жалко!

Впрочем, сдать стеклотару в РТ всё-таки можно, а вот пластиковую, кроме ПЭТ-бутылок, не принимают. Проблемы могут возникнуть даже со сдачей такого, казалось бы, нужного вторсырья, как металл. Металлурги порядка 40% лома получают от населения и заинтересованы, чтобы люди собирали не только свой, но и бесхозный лом. Но по закону, чтобы сдать свою старую ванну, холодильник, газовую плиту, нужно подтвердить, что это ваше имущество, оставить паспортные данные и задекларировать доход от продажи. Налоги на доходы физлиц пока никто не отменял.

Так что в квартирах татарстанцев копится ненужный хлам. По статистике, один россиянин за год выбрасывает в четыре раза меньше мусора, чем приходится на одного человека в мире. Нет, мусора у нас не меньше, просто мы не всё выбрасываем.

«В любой квартире есть то, что жалко выкинуть, - старые мобильники, сломанная техника, - говорит директор российского объединения металлургических комбинатов Виктор Ковшевный. - Так называемый домашний мусор. Ту же технику можно было бы сдать производителю, чтобы он не платил взнос на утилизацию, а вы получили скидку на его товар. Но эта система практически не работает. Каждая следующая переделка из вторсырья в новый продукт стоит в 10 раз дороже первичного продукта. Поэтому за телефон вы получите около 33 руб. Ради этого никто сдавать старый мобильник не пойдёт».

Сборщики вторсырья, переработчики, производители - как лебедь, рак и щука, тянут в свои стороны, системы нет.

   
   

«Если производители готовы использовать вторсырьё, которое невыгодно перерабатывать, и при этом платят утилизационные сборы, то почему бы не направить эти суммы по целевому назначению, - предлагает финансовый директор одной из челнинских компаний по сбору и переработке вторсырья Николай Атласов. - Деньги от утилизационных сборов должны идти в регионы на поддержку переработчиков, что поможет сделать переработку взаимовыгодной. Пока я ни от одного коллеги не слышал, чтобы кто-то получил субсидии».

Пока механизм не отработан, и инфраструктура приёма не развита, вторсырьё в Татарстане сдают люди идейные, ратующие за экологию, или малоимущие, готовые сортировать мусор дома ради лишней копеечки.