«Вы попрошайки!» Кто тормозит альтернативное дошкольное образование в РТ

По сути, альтернативных форм, кроме обычного детсада, родителям не предлагают © / Романов Кирилл / АиФ

Далеко не все знают, что в России помимо государственных детских садов есть не только частные группы, но и иные формы дошкольного образования. Однако желающие развивать их сталкиваются с различными препонами. Недавно на ситуацию обратил внимание президент Татарстана. Почему в республике не развивается альтернативное дошкольное образование, выяснял «АиФ-Казань».

   
   

«Зачем вам это надо?»

Жительница Казани Инна Карцева два года назад решилась организовать в своём доме семейную детскую группу. Сейчас в ней трое детей: двое детей самой Инны и трёхлетний ребёнок соседки.

«Казалось бы, эта форма поддержки многодетных семей инициирована самим государством, - говорит Инна, - но на практике родители сталкиваются с неприятием уже с порога. Как реагировать, когда мама, приходя написать заявление на открытие группы, слышит: «Зачем вам это нужно? Мы найдём детям места в обычных детсадах». Я не понимаю, почему при дефиците мест в детских садах и необходимости трудоустройства мам чиновники нам так препятствуют?

Детсад на дому открыть можно, но сложно. Фото: АиФ/ Алёна Овчинникова

По словам Карцевой, в Москве работают около 700 семейных детских групп. У них есть своя Ассоциация, с которой казанские мамы плотно сотрудничают. Так вот, по их статистике, благодаря работе таких групп у родителей появляется время на себя, а в семьях даже рождаются не только четвёртые и пятые, но и шестые, и седьмые по счёту дети.

«В Казани таких групп едва ли наберётся два десятка, - продолжает Инна. - Хотя идея отличная: мама сама растит своих детей без стресса для них, даёт им необходимую образовательную программу, кормит и соблюдает максимально комфортный режим дня. При этом дети прикреплены к конкретному детсаду и имеют право посещать утренники, занятия с логопедом, психологом, ходить на лепку и аппликацию, гулять на площадке садика. Но на практике заведующие не рады нам.

На нас смотрят косо даже повара на детсадовской кухне, где мы получаем продукты для детей. Мы постоянно слышим: «Мы вас уволим», «Вы попрошайки у государства». С 2014 года в Казани не появилось ни одной новой группы, зато добавились препоны: например, получение лицензии. Для этого нужно выхлопотать заключение пожарных и санэпидстанции. Если требования второй структуры хоть как-то выполнимы, то у первой - сродни фантастике! Нужно, чтобы жильё было не выше второго этажа, имело два эвакуационных выхода и пожарную сигнализацию с выводом на пульт охраны. Одна установка такой системы стоит 60 тысяч плюс ежемесячное обслуживание. Как выполнить эти требования, у нас ведь жилое помещение?».

Два года инициативная группа многодетных мам Казани писала петиции в Госсовет РТ, минобрнауки РТ и РФ, в общественную приёмную Путина. 

   
   

«Нам постоянно напоминают, какую «большую» зарплату мы получаем, - говорит Инна. - Это 16 тысяч рублей на руки, из которых я 4500 я плачу за детсад, да-да, не удивляйтесь. Но и это не главное. У чиновников нет понимания, что мы осознаём ценность детства и хотим провести его со своими детьми, не отдавая их в казённые учреждения. Я официально трудоустроена как воспитатель семейной группы, несу ответственность за безопасность детей и выполнение планов, у меня есть список обязанностей, я веду отчётность, семья всегда на виду у детсада. Кто осознанно возьмёт на себя такую ответственность? Уж точно не те, кто хочет на этом заработать. Несмотря ни на что, я пока работаю. Когда дети вырастут, закрою группу».

Кажется, боль мам услышали: на недавнем совещании работников образования президент РТ заявил, что помимо новых мест в муниципальных детсадах стоит обратить внимание на вариативные формы получения дошкольного образования. «Мы должны организовывать обучение для таких семейных групп. Соответствующий опыт у нас в этом направлении имеется, но желающие их открыть часто сталкиваются с различными трудностями и барьерами со стороны министерств и ведомств, Роспотребнадзора, Госпожнадзора, муниципальных властей, - заметил Минниханов. И сделал акцент: «Все органы должны оказывать содействие». Услышат ли теперь на местах слова главы республики?

Частный детский сад

По данным министерства образования РТ, в Татарстане работают всего 22 семейные дошкольные группы с охватом 66 детей и 31 частный детский сад (в том числе 21 в Казани), в которые ходят 3,3 тысячи детей. 

Частные детские сады, получившие лицензию, имеют право на субсидию от государства на возмещение затрат, связанных с предоставлением дошкольного образования воспитанникам. Количество таких садов потихоньку растёт (в 2016 году их было 26). Туда водят в основном детей до трёх лет, которым нет места в муниципальных учреждениях. В министерстве отмечают, что они заинтересованы и готовы поддерживать открытие частных садов, но пока массовым явлением этот бизнес назвать нельзя. 

«Наверное, потому что не каждый готов осилить такой объём ответственности, - предполагает руководитель частного детсада Мария Калашникова.  - Её невозможно соизмерить деньгами. Кроме того, «двухлетка» не может себя чувствовать полноценно, проводя целый день без мамы, четырёхлетнему ребёнку намного проще адаптироваться».  

Детская комната в офисе

Альтернативный вариант – неполные группы пребывания. В них ребёнка можно оставлять на несколько часов, ходить позволяется не каждый день, а по своему, удобному графику. Единственный минус – нет такого контроля и требований, которые предъявляются к полноценным детсадам. 

Впрочем, некоторые родители сознательно не отдают детей в детские сады, а предпочитают воспитывать их самостоятельно. 

«Я изначально хотела больше времени проводить с ребёнком, чтобы он рос в своём темпе, - говорит Катерина Федотова, мама 5-летнего Матвея. - Лет до пяти задача психики малыша - саморазвитие, осознание себя как личности, понимание, что все мы разные. В детсаду такого индивидуального подхода нет. Часто говорят, а как же с социализацией? Но чужие дети не могут друг друга ничему научить. Детсад - это не место, где дети получают воспитание, это некая территория, где ребенок находится под присмотром, пока родители работают. 

На своём опыте понимаю, что не только мы развиваем ребёнка, но и он нас. Благодаря тому, что у меня была возможность оставаться с сыном, я стала предпринимателем, а затем получила руководящую должность в образовательной системе. Смотрю сейчас на Матвея и понимаю, что он отличается от остальных детей мудрыми рассуждениями. Для него основная деятельность - игра, мы очень много играем и через это учимся. При этом он знает всё, что положено знать ребёнку в его возрасте,  очень общительный и социально адаптированный. Я понимаю, выбор за или против детсада непростой. Родителям придётся много работать с ребёнком, но оно того стоит».  

Тем временем Минтруд РФ предложил в рабочей версии нацпроекта «Демография» свой вариант решения проблемы: создать детские комнаты при офисах, где работают мамы. К 1 июля 2019 года ведомство надеется получить предложения по этому вопросу от работодателей. По задумке, услуга по присмотру за детьми на работе будет способствовать повышению занятости женщин. К 2024 году трудиться должны 68,5% женщин, у которых есть дети-дошкольники. В документе отмечается, что детские комнаты в организациях должны стать обязательными.

А как у них?

В Германии все дети, достигшие одного года, получают право на место в детском саду или у официальной няни («дневной мамы»). Если же места нет и они не находят няню, могут обратиться в суд и получить возмещение расходов на частный уход за детьми или потребовать возмещения потерянной зарплаты.

Палитра дошкольных учреждений в Германии очень разнообразна, они подразделяются на городские и те, что работают под эгидой церкви - католической или протестантской. В ясли берут малышей с 3 месяцев, посещают их до трёх лет. В детский сад идут дети от трех до шести лет.

Есть сертифицированные «дневные мамы». Это женщины, окончившие курсы и получившие официальное право ухаживать за чужими детьми. Обычно они берут от двух до пяти детей, которых родители приводят к ним домой на целый день. Как правило, быть «дневной мамой» выгодно тем, кто всё равно сидит дома с маленьким ребёнком. Взяв ещё двух-трёх, можно заработать без отрыва от ухода за своим малышом. Расходы на «дневных мам» (от 3 до 8 евро в час) малоимущей семье может возместить государство. 

Открываем семейную детскую группу или детсад

Семейные дошкольные группы организуются как структурные подразделения муниципальных детских садов в многодетных семьях (их деятельность регламентируется постановлением Кабмина РТ от 20.06.2017 №399). Организовать группу может семья, в которой трое дошкольников возрастом от двух месяцев до семи лет. Бывают и сборные: в одной семье двое детей, в другой – один ребёнок, из них делают одну группу и одна из мам оформляет её на себя. 

Что для этого нужно:

  • заявление многодетного родителя в адрес учредителя образовательной организации;
  • приём комиссии, которая проверит помещение на соответствие санэпидтребованиям и требованиям пожарной безопас­ности;
  • назначение на должность воспитателя родителя-заявителя.

Чек-лист для открытия частного сада:

  • зарегистрировать ИП;
  • подобрать помещение;
  • сделать ремонт;
  • закупить необходимое оборудование и инвентарь, начать набор в группы;
  • набрать персонал;
  • получить заключение от Госпожнадзора, Роспотребнадзора и т.д.;
  • начать работу по уходу и присмотру за детьми;
  • получить лицензию на образовательную деятельность;
  • отработать образовательные процессы;
  • подать заявку на получение государственной поддержки (субсидий и субвенций).