Вонючий Булак и навозные свалки. Экология Казани 100 лет назад

Более 100 лет назад казанцев волновали те же проблемы, что и в наше время, - благо­устройство озера Кабан, чистота Булака и улиц, несанк­ционированные свалки. Как век назад городские власти решали эти проблемы? Рассказывает начальник отдела публикации и научного использования документов Нацархива РТ Наталья Шарангина.

   
   

Нечистый Булак 

До революции санитарное состояние Казани вызывало большие дискуссии. Важной водной артерией города был Булак - по нему даже передвигались довольно крупные лодки. К концу XIX века на улицах Правой и Левой набережных располагались различные общественные, культовые здания, жилые дома, в том числе Казанское реальное училище, Казанская вторая гимназия, казенный винный склад, прачечное заведение Кудрявцевой, общественные бани Гутман, Меркулова, Брызгалова, Щербакова.

На набережных шумели ежегодные ярмарки, устраивались народные гулянья. В результате такой активной жизни Булак постепенно стал превращаться в сточную канаву.

Фото: из личного архива Абдуллы Дубина; Фото Марии Зверевой

Не повезло протоке и с топографической точки зрения: Рыбнорядская площадь (район нынешней площади Тукая) с прилегающими к ней улицами, обе набережные и все перпендикулярные к Булаку улицы имели наклонное расположение. 

Специально для слива нечистот по бокам протоки были устроены дощатые желоба. После дождей, когда желоба наполнялись текущей в Булак водой, обыватели пытались «сплавить» в него навоз и нечистоты. А ещё в него сливались через трубы вода из бань, стоки заводов и винных складов. Над протокой «благоухало» аммиаком и сероводородом, и запах этих испарений был настолько невыносимым, что жители прилегающих улиц не могли открыть окна.

Фото: Национальный архив РТ

Городские власти не раз поднимали вопрос оздоровления Булака. Но все предложения оставались лишь проектами. На протяжении нескольких десятилетий (!) велись теоретические споры о целесообразности и выгодности того или иного проекта. Так, управа выходила с предложением устроить по дну Булака деревянное днище, прося на это 1000 рублей, но денег не нашлось. Предлагалось построить канализационную трубу, промыть Булак из артезианских колодцев или засыпать его в конце концов.    
   

Нельзя сказать, что городские власти ничего не делали. Гласные думы отказали правлению Казанского университета, предложившему сливать нечистоты из университетских и клинических зданий в протоку. В 1853 году дно Булака замостили булыжниками. Но со временем протока снова заилилась. 

Ярмарка в Казани. Фото: Национальный архив РТ

Не выкидывать! 

Проблема Булака была тесно связана и с оздоровлением озера Кабан и реки Казанки. Так, например, на заседании Казанской городской думы 3 марта 1878 года гласные решали, как помешать дальнейшему засорению озера. И приняли правила, согласно которым «не дозволяется проезд обозов по озеру Кабан; воспрещается как по берегам озера Кабан, так и в самое озеро, свалка навоза и других каких бы то ни было нечистот или веществ, могущих засорить озеро».

В 1880 году Казанская городская дума своим постановлением запретила «выкидывание в Кабан, Булак, Казанку и другие водоёмы отбросов фабрично-заводского производства, а также спуск в них жидких нечистот». В договоры, заключаемые между промышленными предприятиями и Казанской городской управой на прокладку тех или иных объектов (нефтепроводов, водосточных труб и т. д.), включались пункты о соблюдении санитарных условий при их эксплуатации.

Фото: из личного архива Абдуллы Дубина

Санитарное состояние города, его благоустройство находились в непосредственном ведении Казанского городского головы. Именно к нему обращались горожане с жалобами на загрязнение улиц и площадей. Так, например, 14 февраля 1897 года директор Казанского ветеринарного института сообщал городскому голове С.В. Дьяченко о свалке нечистот вблизи института. По распоряжению градоначальника казанский полицмейстер привлёк к ответственности крестьян, а одного сельчанина, нарушившего правила санитарии, заставили убрать навоз.

Впрочем, не всегда городские власти были оперативны, о чем свидетельствует, например, растянувшаяся почти на 10 лет переписка домовладельцев Малой и Большой Игумновых слобод с городскими властями о закрытии химического завода Ушкова, отравлявшего удушливыми газами воздух.

И хотя к началу XX века Казань значительно видоизменила свой облик, превратившись в более благоустроенный город, его санитарное состояние оставляло желать лучшего.

Казанская городская дума на своих заседаниях уделяла особое внимание вопросам охраны леса, устройства и содержания в городской черте садов, скверов, сохранению и искусственному разведению ценных пород рыб. В 1910 году при думе появилась Садовая комиссия, которая заведовала городскими садами, бульварами, парками, посадками деревьев. Любопытно, но в 2017 году в Казани появилась Дирекция по паркам и скверам, управлять каждым парком будет так называемый парк-менеджер. История повторяется!

Кстати
Советская власть активно привлекала граждан на субботники. Первый всероссийский субботник состоялся 1 мая 1920 года и в нём приняли участие 20 тысяч казанцев. Горожане очищали от мусора улицы, площади, дворы, сады, вывозили грязь, высаживали новые деревья, были задействованы на ремонтных и строительных работах. В юдинском депо отремонтировали два паровоза. Сохранились отчёты о проведении первомайского субботника в уездных городах. Так, в Елабуге в субботнике участвовали почти 1,5 тысячи человек. Более того, в этот день заложили здание столовой, открыли институт народного образования. В Чистополе заложили здание народного дома и начали строить мост через р. Ерыклы.