Бюджетный рейс
«В I - II квартале Росавиация будет собирать заявки компаний на выполнение субсидированных перевозок в Крым, - говорит он. - Мы предполагаем, что число рейсов из Казани в Крым составит не менее 3-4 в неделю». Единственный татарстанский перевозчик уже выполняет субсидируемые рейсы из Казани в Воронеж, Нижний Новгород, Волгоград, а также из Нижнекамска в Екатеринбург и Пермь.
Сейчас Правительство РФ субсидирует 113 маршрутов, из них 25 - при участии бюджетов регионов.
«Государство помогает сделать доступными авиаперевозки и ставит условия перевозчику, - объясняет Ф. Козлов. - На каждый из субсидируемых рейсов существует установленный государством предельно допустимый тариф. Авиакомпании не имеют права продавать билеты дороже. Пассажир может заплатить 1,5 тыс. руб. за перевозку, себестоимость которой 5 тыс. руб.».
Дубай и Китай
Уход «Трансаэро» не привёл к переделу татарстанского рынка авиаперевозок, считают эксперты. Эта компания занимала в республике слишком маленький сегмент. Доминирует «Аэрофлот», на втором
месте – «S7». В Казань вернулась «ЮТэйр». Московское направление сейчас заполнено на 100%. Активно развиваются «Уральские линии». Прямые рейсы из Казани выполняет «FlyDubai» (в Дубай), «Эйр Астана» (в Алма-Аты). Есть трансферные рейсы, благодаря которым из «Бегишево» можно улететь в Китай, сделав пересадку в Екатеринбурге.Из аэропорта «Казань» в апреле 2016 года планируют полёты «Чешские авиалинии», возобновит сообщение «Finnair», возможность открыть рейс в Израиль прорабатывает «Red wings».
Однако пассажиропоток в обоих международных аэропортах РТ в этом году снизился. Сказалось отсутствие Египта и Турции, скачки курса валют. Так, в 2015 году пассажиропоток «Бегишево» в Турцию упал на 30%, в Египет - на 47%. Вместе с тем Сочи показали плюс 34%, Крым - плюс 40%. С падением пассажиропотока примерно на 7-8% столкнулись все аэропорты страны. Так, если в прошлом году услугами «Бегишево» воспользовались 407 тыс. человек, то 2015 год аэропорт закончит с показателями в 360-370 тыс. пассажиров. «По деньгам падение будет меньше за счёт того, что мы увеличили свои объёмы по продаже авиакеросина, - говорит Ф. Козлов - По сравнению с прошлым годом удалось увеличить продажу топлива на четверть. Сыграло роль и то, что авиакеросин помимо ТАИФ стало производить ТАНЕКО».
Полёты налегке
Однако многие эксперты прогнозируют возобновление полётов в Египет в течение трёх ближайших месяцев. Это возможно, если будут исправлены все нарушения авиационной безопасности, выявленные в аэропортах Хургады и Шарм-эль-Шейха.
«После корректировок расписания мы пришли к соглашению, что рейс останется и в 2016 году, - сообщил Ф. Козлов. - В Закамском регионе, особенно в ОЭЗ «Алабуга», много турецких предприятий. На сегодня непонятно, как скажутся на них санкции, но потребность в регулярной авиаперевозке сохраняется».
Компаний-лоукостеров (предлагающих низкую плату за счёт отказа от традиционных пассажирских услуг. - Прим. авт.) на рынке не будет. Во-первых, кроме Москвы в России нет городов, у которых было бы два аэропорта. А во-вторых, те инструменты, которыми пользовались лоукостеры: полёт без багажа, без питания, взяли на вооружение обычные перевозчики. Авиакомпании стараются зарабатывать на всём - даже купить два места рядом проблематично. Чтобы второй пассажир сидел с вами, могут попросить доплатить.
* - «Ак барс аэро» прошла процедуру банкротства и перестала существовать.
Помидоры выращиваю сама
- Летать мне приходится в основном по работе. В молодости полётов было очень много – часто выезжала с театром на гастроли в Европу. И не думала при этом ни о каких опасностях. В Москву, Уфу люблю ездить на поезде или на машине. Оба мои брата и муж – хорошие водители. Отправляясь с ними в путешествия, чувствую себя спокойно и комфортно.
В этом году мы с мужем летали в США. Участвовали в Сабантуе в Нью-Йорке, Сан-Франциско. Поездка нам очень понравилась. Не почувствовали никакого напряжения. Может быть, потому что не могли себе представить, что возможны такие трагедии, как с самолётом из Санкт-Петербурга над Синайским полуостровом…
Мне не хочется ехать ни в Турцию, ни в Египет, ни в Эмираты. В Египте, Эмиратах я не была ни разу – меня туда и не тянуло. В Турции приходилось выступать, я пела в «Севильском цирюльнике» в Анкаре. Но сейчас мы все просто ошарашены поведением этой страны…
Я вообще не приверженец зарубежных поездок, зарубежного отдыха. Не умею отдыхать за границей! Делаю это у себя дома, на родине, на своём дачном участке, сажаю цветы, выращиваю огурцы и помидоры. Наша страна, республика прекрасно подходят и для отдыха, и для жизни.
Перелёт - отдельно, отель - отдельно
Азамат Сабиров, глава одной из туркомпаний Казани:
- «Иордания заменит Египет» - это хорошая шутка! Компании начинают поднимать цены на билеты, понимая, что у них сокращаются пассажирские кресла.
Однако авиабилеты фактически не имеют фиксированной стоимости. Она формируется в зависимости от времени, дня недели прилёта, отлёта, от авиакомпании, возвращаемого или невозвращаемого тарифа. Придумано столько всяких тарифов, что на фоне конкуренции они в конце концов начнут снижаться.
Последствием того, что Турция перестала быть массовым направлением, может стать умирание пакетного туризма. У нас начнёт формироваться новый рынок, который в Европе сложился пять-шесть лет назад, когда турфирмы начали продавать комбинированные туры: перелёт - отдельно, отель - отдельно.
Официально
- Пассажиропоток аэропорта «Казань» в 2015 году снизился на 9%. Снижение произошло в сфере международных перелётов. Одновременно отмечен рост на внутренних перевозках – 8% на внутренних авиалиниях. За последние три года в РТ почти в четыре раза выросло число туроператоров, занимающихся внутренним туризмом.
Смотрите также:
- Росавиация запретила самолетам авикомпании «Татарстан» отправлять чартеры из Москвы →
- Эксперты БКС сделали прогноз курса валют на конец недели →
- Валютный рынок: Ждем драйверов для нового рывка →