Как гражданам защитить свою недвижимость от мошенников, разъяснили в Росреестре Татарстана.
Во-первых, каждый владелец недвижимости может подать заявление в Росреестр о запрете всех сделок с принадлежащим ему имуществом без его личного участия. То есть сделки могут производиться только при его личном участии или участии законного представителя. Подать такое заявление может только собственник объекта недвижимости (лицо, действующее по доверенности, такое заявление подать не может) или его законный представитель (родители, опекун, попечитель) в любом офисе МФЦ, в личном кабинете официального портала Росреестра или через портал Госуслуги.
В последнем способе данная услуга доступна с возможностью использования мобильного приложения «Госключ», которое позволяет бесплатно получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи и использовать его для подписания документов на смартфоне. Если ранее владелец уже установил такой запрет, с помощью сервиса его также можно снять. При подаче такого заявления в ЕГРН будет внесена соответствующая запись. Она станет основанием для отказа любому лицу, которое захочет провести операции с недвижимостью заявителя без его участия.
Во-вторых, стоит оформить согласие на электронную сделку. Согласно закону о правилах использования усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭЦП), если гражданин допускает проведение сделки с его недвижимостью в электронном виде с использованием ЭЦП, то он об этом должен отдельно подать заявление в Росреестр. При отсутствии такого заявления от собственника государственная регистрация перехода прав на основании электронного пакета документов будет невозможна. Заявление можно подать лично, в том числе через МФЦ. Также заявление можно направить по почте, предварительно заверив свою подпись на нём у нотариуса. Запись о возможности регистрации на основании документов, подписанных ЭЦП, вносят в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления заявления.
В-третьих, при совершении любых сделок купли-продажи необходимо запрашивать выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Именно этот документ подтверждает право на собственность и фиксирует любые изменения. Для этого необходимо подать запрос, обратившись в МФЦ, или заполнить заявку на официальном портале Росреестра.
Специалисты рекомендуют запрашивать выписку у продавца недвижимости, поскольку с 1 марта 2023 данные правообладателей в выписке из ЕГРН доступны только при условии, если владелец открыл сведения о своих фамилии, имени, отчестве и дате рождения по специальному заявлению. В связи с этим продавец сам может передать выписку из ЕГРН, подтверждающую его право собственности, покупателю, который сможет проверить ее действительность с помощью QR-кода на выписке. Заинтересованное лицо, которому будет передан документ, отсканировав QR-код, получит подтверждение представленных сведений либо их опровержение. Это исключит потенциальные риски при проведении сделки и гарантирует ее юридическую чистоту.
В-четвёртых, можно узнать, кто интересовался вашей недвижимостью. Собственник объекта недвижимости может получить справку о лицах, которые запрашивали информацию в отношении принадлежащего ему объекта недвижимого имущества. Из справки собственник получит информацию о физических, юридических лицах, органах местного самоуправления, органах госвласти, получавших сведения о его объекте недвижимости, дату получения ими справки и исходящий номер такого документа.
В-пятых, производить оплату следует только после госрегистрации недвижимости и получения выписки из ЕГРН. Также к одному из самых безопасных вариантов расчета относится банковская ячейка: при подписании договора покупатель передает деньги в арендованную у банка ячейку на условиях получения денежных средств продавцом после регистрации перехода прав. После регистрации прав на покупателя продавец получает доступ к ячейке и забирает деньги. Это гарантия защищенности обеих сторон.