«Казан сэйли!»- «Говорит Казань!»
Имя Шамиля Усманова носит улица в 14-м комплексе Автограда и улица в Московском районе Казани. Будущий писатель, драматург родился в Саратовской губернии в семье учителя. В 19 лет он уже сражался с белоказаками на фронтах Гражданской войны. В марте 1919 года Шамиль Усманов стал первым комиссаром первой татарской стрелковой бригады, в 1920-е годы - секретарём революционного комитета ТАССР.
И один в поле воин
Улица, соединяющая проспект Чулман и улицу Раскольникова, названа в честь Героя Советского Союза Ильдара Мананова. Парень из села Буляк Муслюмовского района ушел в армию в 19 лет - еще до начала Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года сержант Мананов сражался за город Тихвин, где находилась последняя железнодорожная магистраль, по которой доставляли грузы в осажденный Ленинград.
Штирлиц из Челнов
Улица в Орловке носит имя Ивана Утробина – уроженца этого челнинского села. Иван с юности интересовался историей и языками. Став студентом исторического факультета Пермского пединститута, вечерами занимался немецким. И к третьему курсу знал этот язык в совершенстве.
Сражался и лечил
В честь Героя Советского Союза Николая Соболева названа улица в 71-м микрорайоне Автограда. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Николая Леонтьевича назначили директором противотуберкулезного санатория в поселке Тарловка на берегу Камы.
Главный «дирижёр»
В честь академика, заслуженного архитектора Бориса Рубаненко названа улица между 1, 2 и 3-им комплексами Челнов. Бориса Рафаиловича называют главным «дирижёром» Автограда. В 1969-1973 годах он разработал проект застройки и генеральный план города Набережные Челны. А до этого занимался городской планировкой в Ташкенте. Кроме того, Рубаненко известен как разработчик проектов застройки Москвы, Минска, Ленинграда, Алма-Аты, Тольятти, Горького (сейчас Нижний Новгород). Все эти разработки получили восторженные отклики и правительственные награды.
Работая в Автограде, Рубаненко в общей сложности руководил 30-ю проектными институтами страны, другими ведомствами, занимавшимися проектированием и застройкой города автомобилестроителей. Благодаря ему Челны приобрели свой неповторимый облик. Проектируя жилые дома в комплексе с социальными и культурными объектами, Рубаненко предусмотрел и особенное монументально-декоративное оформление города. За работу в Набережных Челнах Борис Рафаилович был награжден Орденом Ленина.
Наш «Батя»
Имя Героя Социалистического Труда, заслуженного строителя, Почетного гражданина города Набережные Челны Евгения Батенчука носят площадь и улица в Автограде. А еще в честь Батенчука назван ювелирный алмаз весом 64,47 карата.
Руководить Батенчук начал в 18 лет, когда его назначили директором Одесского завода имени второй пятилетки, выпускавшего поршневые кольца для американских тракторов «Фордзон». И благодаря молодому директору завод быстро преодолел отставание и нарастил производство.
В 1959-1971 годах Батенчук руководил строительством Якутского алмазодобывающего комплекса и Вилюйской ГЭС. В 1971 году он приезжает в Татарию и работает здесь четверть века. 25 лет Евгений Никанорович руководил производственным объединением «Камгэсэнергострой» - организацией, строящей промышленные объекты Камского автомобильного завода. Батенчук возводил не только КамАЗ, но и жильё и объекты инфраструктуры Нового города на Каме. С его подачи при строительстве зданий стали применять буронабивные фундаменты и крупноблочный монтаж металлоконструкций, которые повышали качество работ и давали выигрыш во времени. Строительство КамАЗа и города Евгений Батенчук назвал стройкой века. «Такие города создавались за 300 лет, а мы создали за 20 лет, - писал он. - Жаль, что ни в одном столетии, ни в начале ХХI века не повторится наш опыт». Выйдя на пенсию, Евгений Никанорович остался жить в Набережных Челнах. Легендарного строителя не стало 30 мая 1999 года. Он похоронен на старом кладбище в посёлке ГЭС.
Благодарим за помощь в подготовке материала главного хранителя фондов Историко-краеведческого музея г. Набережные Челны Наталью Микрюкову.