Гневное письмо от жителей Нижнекамска пришло в «АиФ - Казань». Люди жалуются на «отвратительную работу общественного транспорта». Между тем им недовольны и жители Челнов, Альметьевска, даже Казани.
Единая сеть поможет?
«Пожилые люди, построившие Нижнекамск, вынуждены, не дождавшись автобуса, свою маленькую пенсию тратить на такси или идти пешком! – возмущается Рамзия Курмашова. – Моя мама Нурия Шайхазамановна, которой 81 год, прождав больше часа автобус № 5, пошла к правнучке пешком, делая перерывы на отдых. После 19.00 автобусы вовсе не ходят. Маршруты неудобные: в небольшом компактном городе, чтобы попасть в нужный район, приходится ехать с пересадкой. Обращения к городским чиновникам остаются безрезультатными, нам отвечают, что содержать общественный транспорт городу невыгодно».
В Нижнекамске провести транспортную реформу обещают в первом квартале 2021 года. А в Набережных Челнах о ней заговорили в 2014 году, когда МУП «Электротранспорт» получил в лизинг автобусы «Нефаз». В феврале 2020 года горожан огорошили известием об уходе их с маршрутов. МУП накопил 700 млн руб. долгов по лизинговым платежам и сервисному обслуживанию. Суд решил, что лизинговая компания «КамАЗ» вправе автобусы отозвать.
Город с февраля ведёт переговоры с финансовыми организациями по вопросу кредитования, а также прорабатываются варианты участия в республиканских и федеральных программах по приобретению автобусов. А челнинцы тем временем ездят на трамваях и «газелях».
«Особенно мамы с колясками, дачники просят большие автобусы, – говорят люди. – Проблема № 1 – добраться до дома после 20.00. Радует, что хорошо работают трамваи, и обещают пополнение из Москвы – ещё десять «рогатых».
С авто на автобусы
Убыточный общественный транспорт есть даже в столице нефтяников Альметьевске. Из-за этого весной 2020 года автобусы там встали на четыре месяца. Горожане ездили на троллейбусах, маршруты которых охватывают не весь город.
«Подрядчик, обеспечивающий автобусные перевозки, разорвал с нами контракт в одностороннем порядке, – признал в июне глава города Тимур Нагуманов. – При этом в бюджете у нас сегодня денег нет, чтобы компенсировать ему затраты». В начале августа автобусное движение в столице нефтяников возобновили. По информации «АиФ - Казань», после того как город получил помощь от руководства республики.
«Автомобилей становится всё больше, многие татарстанцы перестали пользоваться общественным транспортом – всюду ездят на машинах, – отмечает Александр Дембич. – Это не только увеличивает объём бензиновых выхлопов, но и перегружает магистрали. В мировой же практике, наоборот, стараются минимизировать использование индивидуальных машин в городе, переходить на общественный транспорт. Иначе как он будет развиваться? Вводят и платный проезд на легковых авто, жёсткое регламентирование стоянок. В Казани понемногу начинают это внедрять… Но морально люди к этому ещё не готовы. Нужна серьёзная работа, ведь именно общественный транспорт превращает город в единое целое. Без него наступит коллапс».