После трёх лет затишья в столице Татарстана стартовал образовательный цикл эксперт-классов Made in Kazan (VBR). Эта уникальная площадка, объединяющая активных казанцев, возобновила работу по инициативе мэра города. За два дня – 26 и 27 мая - перед участниками выступили мировые эксперты в области урбанистики. Они поделились своим опытом и знаниями о развитии городского пространства.
Открытый диалог
Прослушать цикл лекций и высказать своё мнение можно было свободно и бесплатно. Более тысячи инициативных казанцев собрались, чтобы обсудить с мировыми экспертами главный вопрос «Как сделать Казань лучше?»
«Важно, чтобы идеи для развития города предлагали сами казанцы, - отметил мэр Казани Ильсур Метшин на открытии мероприятия. - Для меня бесспорно, что городские проекты необходимы, поэтому я их всегда поддерживаю, и буду поддерживать несмотря на кризис. В этом плане в каждом активисте я вижу союзника. Несмотря на критику в соцсетях в мой адрес, нас объединяет желание сделать город лучше. По мнению специального гостя Made in Kazan Ричарда Флориды, автора концепции «креативного класса», именно творческие люди – движущая сила развития любого города и государства. Я уверен, что в зале собрались именно такие люди, не важно. Открытый диалог поможет нам видеть больше, думать быстрее и работать на опережение, чтобы в Казани хотелось жить, растить детей и достигать новых карьерных вершин».
Казаньvs Лондон
Экс-мэр Лондона Кен Ливингстон поделился с казанцами идеями по урбанистике и актуальными проблемами современного Лондона. Его реформа в системе общественного транспорта, которая поспособствовала снижению уровня пробок в Лондоне, стала мировым примером для изменений в крупных мегаполисах, в том числе и в Казани. Увеличив количество новых комфортных автобусов, выделив для них и такси отдельные полосы, открыв для автомобилистов перехватывающие парковки, он сумел «пересадить» лондонцев на общественный транспорт. Во всём этом преуспела и Казань.
Более того, реформа включила платный въезд в исторический центр Лондона, организацию там платных парковок и снижение стоимости проезда. Сократить размер платы за проезд удалось за счёт того, что водитель автобуса по совместительству был и кондуктором. По словам Кена Ливингстона, чтобы молодёжь не уезжала из городов, нужно сделать их «классными», проводить различные фестивали, концерты, чтобы в них было много мест для прогулок и культурного отдыха. Центр города должен быть красивым. Важно, чтобы людям как можно реже приходилось тратить деньги на приятные впечатления. Если выполнить все эти условия, то и Казань станет ещё более привлекательной для горожан и туристов, как произошло с Лондоном. Впрочем, в столице Татарстана уже сейчас проходит множество мероприятий, участие в которых бесплатное. Этому во многом способствовала, например, массовая реконструкция парков и скверов, которые стали площадками для отдыха горожан.
Кстати, в современном Лондоне остаются годами нерешённые проблемы, среди которых безработица, «викторианская» система водоснабжения, когда воду брали прямо из Темзы, отсутствие социального жилья и другие.
Рывок в развитии транспорта
Всем участникам МИК представилась уникальная возможность увидеть и услышать специалиста по развитию дорог и общественного транспорта, автора книг, из которых черпают идеи для улучшения дорожной ситуации в Казани. Вукан Вучик, урбанист, профессор Пенсильванского университета, консультирует городское руководство по вопросам транспорта в Сан-Франциско, Гамбурге, Манчестере, Неаполе, Нью-Йорке и Риме. По его мнению, нельзя отдавать город во власть автовладельцев, а нужно улучшать систему общественного транспорта.
Существует дорожный парадокс, по которому, чем больше мы строим дорог для машин, а не для людей, тем больше пробок. Ведь новые дороги быстро заполняются автовладельцами. То есть важно наряду со строительством новых дорог заниматься развитием и модернизацией системы общественного транспорта. К примеру, в Москве троллейбус или трамвай стоит на каждой остановке около 8 минут, исключительно из-за посадки и высадки пассажиров. Это нужно исправлять, считает Вукан Вучик.
Удачный пример – междугородний трамвай-поезд в Саарбрюккен (Германия), который едет с допустимой скоростью городского транспорта, а за городом набирает скорость. Это позволяет горожанам путешествовать в соседние французские города. Другой пример – развитие системы парижского метро. Её объединили с региональным путевым сообщением (метро плюс электрички). Нью-Йорк хоть и добавил несколько станций метро, но пока отстает в развитии этой системы.
Кстати, Вукан Вучик отметил, что Казань в плане развития системы общественного транспорта движется в правильном направлении.
Что может «умный» город
Актуальную для Казани тему затронул в своем выступлении Манолис Псаррос (Греция). По его словам для развития города как туристической столицы необходимо отвечать потребностям современного путешественника. В век инноваций и гаджетов люди стали потреблять информацию гораздо быстрее. 8 секунд – максимальное время для того, чтобы захватить внимание туриста, считает Манолис Псаррос.
К примеру, в Хельсинки начали менять традиционную туристическую систему на цифровую. В городе расположены мобильные киоски, в которых турист может получить всю необходимую ему информацию: о погоде, транспорте, новостях, ближайших достопримечательностях, маршрутах. По его словам, при развитии города на первом месте стоит жизнь горожан, затем городское пространство и лишь только потом технологии.
Однако «умным» городам нужны умные граждане. До сих пор существует разрыв в грамотности людей, с точки зрения цифровых технологий. Многие города совершенно не уделяют внимание обучению. Нужно инвестировать в цифровое образование. Выживут и станут успешными не «умные» города, а те, которые будут подстраиваться под жителей.
В чём изюминка Казани?
Манолис Псаррос отметил, что у Казани есть изюминка, которая привлекает путешественников. А это, по его мнению, один из важных моментов, без которых невозможно развитие города в туристической сфере. Всего их три. Второй момент заключается в том, что город должен развиваться для горожан, так как люди и есть ценность города, они наделяют город уникальностью. Туристы приезжают смотреть не только на город, но и на людей. Поэтому необходимо взаимодействовать с местными сообществами по примеру Афин, Амстердама, Барселоны. И третий момент – городу нужно определить свою аудиторию и привлекать именно её. Маркетинговый посыл должен быть очень простым. Ошибка, которую совершают многие города – они стараются привлечь туристов сразу нескольких успешных стран и терпят поражение.
Напомним, собрать мировую элиту урбанистов удалось благодаря заседанию всемирной организации «Объединённые города и местные власти», которое параллельно проходит в Казани. Среди лекторов мэр Йоханнесбурга (ЮАР), автор инновационной стратегии Jozi@Work и Голубой экономики Парк Тау, автор книги «Бренд Америка», разработчик брендов территорий для Северной Ирландии, Польши, Литвы и других стран Джереми Хилдрю, а также экс-архитектор Барселоны, консультант по развитию Лондона, Остенде и Казани Хосе Асебильо.
Смотрите также:
- Дмитрий Медведев похвалил Казань за масштабные изменения городской среды →
- Ильсур Метшин призвал горожан участвовать в Стратегии развития Казани →
- Мировая сила. Чему учились мэры со всего света в Казани? →