120 лет назад в Казани прошёл громкий судебный процесс, споры о котором не утихают до сих пор. Есть ли надежда найти похищенную Казанскую икону Божией Матери, и какую роль в этой истории сыграл русский Шерлок Холмс - лучший сыщик Российской империи Аркадий Кошко, рассказала на фестивале «Цифровая история» краевед Екатерина Хабарова.
Спрятал в тайнике?
25 ноября 1904 г. публика начала собираться у здания Казанского окружного суда в 7 утра. В 9.15 по билетам, раскупленным аж за месяц до процесса, народ стали пускать в зал. В 11 часов пристав провозгласил: «Суд идёт!», и процесс начался. Заседания шли несколько дней - до позднего вечера. Окончательное обвинение зачитали уже после полуночи. Главных обвиняемых - известного на всю Россию церковного вора Варфоломея Стояна (в Казани он жил под именем Фёдора Чайкина) и его подельника Анания Комова приговорили к 12 и 10 годам каторги соответственно.
На квартире Чайкина полиция нашла обломки серебряных украшений с камнями и без, обрезки золотой ризы, много жемчуга. А в железной печке в сенях среди золы отыскали железные петли, обгорелые гвозди, клочки бархата, часть доски с позолотой. Монахини заявили, что петли и гвоздики - с оклада чудотворной иконы. Чайкина схватили в Нижнем Новгороде, куда он уехал со своей сожительницей Прасковьей Кучеровой. Её девятилетняя дочь рассказала, что отчим вместе с Комовым разрубал топором иконы Спасителя и Богородицы, а бабушка сжигала их в печи.
На процессе подсудимые юлили, сваливали вину друг на друга. Чайкин виновным себя так и не признал. Публика вышла из зала суда в подавленном состоянии. Да, преступников поймали, но судьба иконы была неясна. Ведь подсудимые сначала говорили, что уничтожили эту икону - сожгли в печи. Потом заявляли, что не делали этого, а затем опять уверяли, что икона сожжена.
Позже Чайкин утверждал, что хотел сжечь образ, чтобы доказать, что бога не существует и что богохульство сойдёт ему с рук.
Люди не могли поверить, что профессиональные воры сожгли икону, ценность которой выше самого оклада. И неофициальные розыски святыни так или иначе продолжились. Повод дал сам Чайкин, который в Шлиссельбургской крепости, желая получить свободу, сказал, что спрятал икону в тайнике. Мол, откроет его, если даруют ему помилование. В Шлиссельбургскую крепость стали приезжать разные чины, всячески склоняя Чайкина этот тайник открыть.
Через год после суда Чайкин сбежал из заключения, около года ходил на воле. Вновь занялся воровством. Его поймали в Ярославле и снова посадили. Он умер в 1916 г.
Царская семья не переставала разыскивать икону. Вплоть до 1916 г. поисками - не только в Казани, но и в других городах - занимался подполковник Отдельного корпуса жандармов Михаил Прогнаевский.
Воля, упорство, храбрость
В 2012 г. сотрудник Петербургского архива Никита Крылов обнаружил документы о том, что в поисках святыни участвовал один из самых известных сыщиков Аркадий Кошко. Он возглавлял Московский уголовный сыск, был последним главой Сыскной полиции всей Российской империи. Написал воспоминания «Очерки уголовного мира царской России».
История жизни гениального сыщика похожа на авантюрный роман. Он родился в 1867 г. в Могилёве в семье коллежского асессора. Семья получила потомственное дворянство всего за восемь лет до рождения Аркадия. Имение Брошка где он появился на свет, было крошечным.
Аркадий с детства увлекался детективной литературой. Мечтал стать сыщиком. Но отец настоял на том, чтобы он сделал военную карьеру. В 1870-е годы семья перебралась в Санкт-Петербург. Отец скончался, братья Кошко Иван и Аркадий остались на попечении матери без средств к существованию. Иван обратился с прошением в Дворянскую опеку, прося денег для подготовки брата к сдаче экзаменов на чин вольноопределяющегося с последующим поступлением в Санкт-Петербургское юнкерское училище. Деньги дали, занятия прошли. В 1884 г. Кошко поступил вольноопределяющимся в Пятый Калужский пехотный полк, расквартированный в Симбирске. Отслужил там год. Это было необходимо, чтобы поступить в юнкерское училище. В 1885 г. его принимают в училище в Казани. Ни о каком Петербурге речь уже не идёт. Видимо, там Кошко конкурс не выдержал бы.
В училище он, по всей видимости, отличником не был, так как не получил права служить, где пожелает, которое получали отличники. Аркадий вернулся в Калужский полк в чине подпрапорщика - даже не офицера, хотя юнкерам обычно давали поручика, подпоручика. Через год ушёл в отставку, успел дважды жениться. В 1894 г. отправился в Ригу рядовым инспектором по уголовным делам. И вот тут его таланты, воля, упорство, храбрость, любовь к приключениям нашли себе применение.
Правнук знаменитого сыщика Дмитрий де Кошко в своей книге пишет, что в 1913 г. на международном съезде криминалистов в Женеве Московский уголовный сыск был признан самым результативным в мире. Однако официальных подтверждений этому пока не найдено.
Инкогнито во «Франции»
Именно будучи начальником Сыскной полиции Москвы, Аркадий Францевич принял участие в расследовании кражи века в Казани. В город своей юности он прибыл в 1909 г. Вначале приехали два агента Кошко Евдокимов и Буржинский, а затем сам сыщик. Поселился в номерах «Франция» (сейчас ул. Кремлёвская 15/25) неподалёку от своей альма-матер - юнкерского училища в Кремле.
Допросы шли прямо в гостиничном номере. И все свидетели указывали на вдову умершего недавно богатого купца Якова Шамова. Казначей монастыря рассказывал, что будто бы Чайкин был знаком с Шамовой, что между ними существовал какой-то сговор, что Чайкин приходил в монастырь к матушке Маргарите, что Шамова заплатила и ей и подкупила полицейских. Кучер Арефьев говорил, что его сестра видела икону в доме Шамовых. Якобы на день её убирали, прятали за другие иконы, а вечером во время молитв выставляли.
Допросы продолжались несколько дней, а потом внезапно прекратились. По какой причине, найденные документы ответа не дают. То ли не было весомых доказательств, то ли в деле были задействованы слишком громкие имена. Шамовы действительно очень много сделали для Казани - в городе как раз достраивали здание грандиозной больницы на деньги этой семьи. Но понятно, что, если в возвращении иконы была заинтересована сама императорская фамилия, то влияния Шамовых не хватило бы. Да и поверить в их причастность к похищению было сложно. Шамовых все знали как честных людей.
Так или иначе Кошко из Казани уехал. В свои мемуары, для которых он отобрал 20 рассказов «из той плеяды дел, что прошла за долгую служебную практику», историю о Казанской иконе не включил. Видимо, не считал это своей удачей, ведь расследование не было закончено.
Казанский след в Париже
Вскоре Кошко возглавил сыск всей Российской империи - правда, ненадолго. После Февральской революции сыщик ушёл в отставку. После Октябрьской его семья перебралась в Москву, а затем в Крым. В 1920 г. Кошко эмигрировал в Турцию. Открыл в Константинополе частное сыскное агентство, стал искать пропавших собачек, неверных мужей. Но, по данным ГПУ, Аркадий Францевич занимался не только этим.
В книге «Русская военная эмиграция 1920-1940 годов» приведено сообщение нашей военно-морской разведки 1921 г., где рассматривается военно-политическое ядро армии Врангеля. Там говорится, что в армии Врангеля Кошко находится в числе руководителей разведки и контрразведки.
Когда в Турции к власти пришёл Кемаль Ататюрк, семья бежала из Константинополя, потому что ходили слухи об отправке всех русских эмигрантов в Советскую Россию. Кошко уехал сначала в Лион, потом в Париж. В 1928 г. он умер. Но за три года до кончины написал воспоминания. И тут возникает ещё один казанский след русского Шерлока Холмса. Его племянница Ольга Кошко пишет, что издание первого тома спонсировал «патрон дяди Ушков».
Промышленники Ушковы были хорошо известны и в Казани и в Москве. Им принадлежали химические заводы в Бондюге и Новом Кокшане (сейчас входят в Менделеевский район). Штаб-квартира предприятия находилась в Москве. В Казани проживали сыновья Константина Капитоновича Ушкова, известного как первый пайщик Московского художественного театра.
Старший сын Григорий женился на дочери казанского пивовара Петцольда. Средний Алексей единственный из сыновей окончил Казанский университет. В годы учёбы он женился на дочери профессора Высоцкого Зинаиде. Построенный Алексеем Ушковым для своей семьи роскошный особняк - одно из красивейших зданий Казани.
По разным причинам в разное время братья Ушковы уехали из Казани. После революции эмигрировали в Париж.
Ольга Кошко не указала инициалы патрона, но известно, что в Париже в момент издания мемуаров Кошко находились Алексей Ушков и его младший брат Михаил. Кто-то из них и помог издать книгу. Скорее всего, это был Алексей. С Кошко они могли познакомиться в Казани в 1909 г., когда сыщик проводил расследование кражи века в городе своей юности.
Цела ли икона?
Екатерина Хабарова считает версию об уничтожении Чайкиным иконы вполне правдоподобной. Он вор, ему нужно взять добычу и скрыть свои следы. Открепить оклад, снять ценности времени не было, поэтому вместе с окладом преступники прихватили и икону. А потом решили, что знаменитый на всю страну и мир образ безопаснее уничтожить. Драгоценности можно разделить, переплавить, продать по частям. А по иконе их сразу бы нашли.
Объяснение Чайкина, что икону он сжёг, чтобы показать, что бога нет, по мнению краеведа тоже имеет под собой почву. В начале XX века в обществе действительно возникали настроения отрицания бога, скепсиса по отношению к вере. В чем-то это было даже модой. То есть не для всех икона была святыней.
СПРАВКА
Первообраз обрела в Казани в 1579 г. на пепелище после страшного пожара девочка Матрона.
С подачи митрополита Казанского и Астраханского, будущего патриарха Московского и Всея Руси Гермогена список с Казанской иконы Божией Матери отправили в ополчение Минина и Пожарского, освобождавшего Москву от польских интервентов. После этого икона стала чрезвычайно почитаемой в стране. Ей были посвящены сотни храмов и монастырей. На обретенной в Казани святыне была богатейшая риза с 18 крупными бриллиантами и 412 прочими драгоценными камнями.