«Ручные» навыки. Победитель WorldSkills Russia о хорошей работе

Руслан Ишмухаметов / АиФ-Казань

О том, почему студентам не хватает практики и как пропаганда рабочих профессий может стать антирекламой, победитель чемпионата рабочих профессий WorldSkills Russia Ирек Бадгиев рассказал «АиФ-Казань».

   
   

Битва за престиж

Александра Дорфман, «АиФ-Казань»: Ирек, для чего нужны соревнования по профмастерству?

Ирек Бадгиев Фото: Из личного архива/ Ирек Бадгиев

Ирек Бадгиев: Школьникам они помогают узнать, куда можно поступить. Мероприятие полезно и для работодателей, ведь они могут выбрать лучших в своём деле. Особенно если их интересуют не самые популярные специальности. К примеру, сварщиков во многих техникумах обучают, так что их на соревнованиях много, а вот специалистов по ремонту холодильной техники примерно втрое меньше. Для зрителей это шоу, а для участников - битва за звание лучшего в стране. 

Моя цель - отобраться на мировой чемпионат в 2019 году в Казани. Ведь золотая медаль в финале национального этапа не гарантирует, что ты пройдёшь дальше. Для этого надо стать лучшим среди участников национальной сборной.

- То есть WorldSkills - это больше спорт, чем освоение компетенций?

- Навыки осваиваешь не на самом соревновании, а в процессе тренировок. Те, кто участвует, умеют и знают больше обычных выпускников техникума за счёт углублённого погружения в профессию. Мне это очень пригодится в работе.

- Часто говорят, что знания, которые дают в образовательных учреждениях, далеки от требований работодателя.

   
   

- Они во многом зависят от практики. Проблема в том, что на лекциях студента не учат работать руками. А ведь знать, как работает установка, и посмотреть, как это происходит на деле, - разные вещи. Заучишь лекции, придёшь на завод, а там деталь другой формы, и ты растеряешься. Поэтому в техникумах должна быть своя материальная база для практики. Такие условия в Татарстане уже создают, но только для тех, кто готовится к чемпионатам WorldSkills. У нас в колледже есть стенд, на котором мы тренируемся, а остальные студенты его изучают на словах, руками не трогают. Таких ограничений быть не должно.

Система образования такова, что первый курс складывается из программы 10-11 классов. А я считаю, что, помимо школьной программы, нужно вводить спецпредметы, и уже после первого курса (а не после третьего, как было у нас) давать хотя бы элементарную практику.

- Президент РТ Рустам Минниханов на недавнем республиканском педсовете сказал, что экономике нужны высококвалифицированные рабочие, знающие английский язык. Найдутся ли такие?

- Знание языка действительно нужно, ведь в инструкциях, на чертежах всё может быть на анг­лийском. В России производят мало холодильного оборудования, в основном оно импорт­ное, так что на русском языке инструкций может и не быть. Не могу сказать, что я в совершенстве владею английским, но на среднем уровне знаю, и этого достаточно, чтобы разобраться в документации и разговаривать с сотрудниками иностранных компаний на простые профессиональные темы. Но я знаю  это не из программы колледжа, а благодаря обучающим онлайн-курсам, которые нам предлагали пройти перед чемпионатом.

Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

Помогите с выбором

- Рабочие профессии начали пропагандировать в 2009 году, в разгар экономического кризиса. Тогда заговорили о кластерах в образовании, о том, что школа, колледж, вуз и предприятия должны работать в связке. Вы как раз тогда учились в школе. Ощутили на себе перемены?

- В нашей школе никаких профильных классов не было. Единственное - это поход в 9 классе на ярмарку учебных заведений, где я увидел рекламу техникума, в который затем поступил. Я окончил 9 класс с тройками и не хотел идти в 10-й. А в колледже получил красный диплом. Там мне было интереснее учиться.

Сомнений у меня не было, и родители посоветовали мне специальность, связанную с ремонтом холодильников. Моя мама – повар, а на кухне много холодильников, их часто приходится ремонтировать. Она пообщалась с ремонтниками и рассказала об их работе, и мне действительно понравилось. Создание холодильной установки из разных комплектующих напоминает мне конструктор «лего», только в конце всё должно заработать.

- Считается, что человек без высшего образования - всё равно что недоучка. Оправдано ли стремление получить во что бы то ни стало высшее образование?

- Возможно, кто-то верит, что институт даст ему больше знаний, что учиться в вузе престижней. Но я считаю, что в институте я бы не получил такой практики, как в техникуме. 

Фото: WorldSkills Russia

- Как вы считаете, школьники способны выбрать профессию сами или за них решают родители?

- Дети учитывают и пожелания родителей, и мнение сверстников, но решение принимают чаще сами. Смысла нет говорить школьнику - иди учиться туда, потому что это хорошо. Он быстро разочаруется в профессии,  особенно если он мечтал о другом занятии. В таком случае лучше поменять специальность, чем всю жизнь провести на нелюбимой работе.

Сейчас у детей больше возможностей понять, чем они могут заняться. Есть курсы по робототехнике, технические кружки. Даже если ребёнок не имеет способностей к техническим специальностям, в процессе обучения он может убедиться в этом, и у него будет время на выбор более подходящей профессии. Я в школе ходил на кружок выжигания по дереву. Храню изображение корабля размером 50 на 30 см. Наверное, этот кружок помог понять: мне нравится делать что-то своими руками.

Соревнования WorldSkills Russia. Фото: АиФФото Руслана Ишмухаметова

Сделать из чужого своё

- В начале 2000-х все хотели быть менеджерами и юристами. Чтобы возродить моду на технарей, минобрнауки РФ постепенно свело к минимуму число бюджетных мест по гуманитарному профилю. Сработали ли эти меры?

- Кое-что изменилось. Когда я поступал в 2013 году и до этого, в колледже были недоборы. Даже конкурса не было - принеси аттестат, и ты поступил. А в этом году, я слышал, полный набор, и повышается средний балл для поступления на бюджет - с одними тройками не примут.

Чтобы возродить моду на технические специальности, нужно создавать рабочие места, ведь после окончания колледжа не так просто найти работу с хорошей зарплатой. Из нашей группы человек шесть устроились по профессии. Мне повезло - взяли сборщиком холодильного оборудования на казанский завод - один из спонсоров соревнований. Собираю промышленные холодильные установки для заливки катков, охлаждения зданий торговых центров и получаю 26-30 тыс. руб. в месяц.

- Вы верите в перспективы российского производства?

- Пока я, к сожалению, не вижу близких перспектив в развитии отечественных производств бытовой техники. Никто не хочет придумывать своё, потому что можно купить готовое за рубежом. На наших заводах большая часть комплектующих - импортная. Но на их основе, на иностранных станках можно делать своё, чем и занимаются российские разработчики. Зарубежные гиганты прошли долгий путь, который Россия только начинает. Мы обязательно будем производить своё, только не завтра.