Зачем казанских детей учат по сингапурским методикам, почему дошкольников не тестируют, как выбрать детсад для «особого» ребёнка? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела по работе с дошкольными образовательными учреждениями Управления образования Татьяна Багаева.
Ответ бэби-буму
Венера Вольская, «АиФ-Казань»: Татьяна Дмитриевна, отвечают ли детские сады Казани возрастающим требованиям времени?
- В свете бэби-бума справляется ли система дошкольного образования с количеством детей?
- На педсовете сообщили, что в Казани подготовили 725 педагогов-тьюторов, владеющих сингапурскими методиками. Что это за методики?
- Эта система ставит во главу угла несколько принципов: развитие аналитического мышления у детей, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов, соответствие обучения требованиям XXI в. Тьюторы работают в каждом детсаду города.
После Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста-2010 произошло много подвижек в системе образования РФ. Так, изменились методы
обучения – если раньше детям давали готовые знания, то сейчас вовлекают их в поиск информации. Кроме того, появились единые образовательные стандарты (ФГОС).
Срез знаний
- О том, что ребёнок не готов к школе, например, не умеет считать, родители сталкиваются, когда он идёт в первый класс. Почему в детсадах не проводят срезы знаний и умений?
- С этими проблемами больше сталкивались до 2016 года, пока не вступили в действие ФГОС. Они описывают, что должен уметь и знать семилетка на выходе из детсада. Тем не менее этот возрастной портрет нельзя применить ко всем, ведь развитие индивидуально. Поэтому в детсаду принципиально не проводят аттестацию детей, а вот индивидуальное развитие ребёнка педагог оценивает. Папы и мамы могут обсудить его с воспитателем.
- В городе работает 21 частный детсад на 2000 мест. По задумке они должны снизить потребность в местах для детей до 3 лет. Но как убедиться, что семейный детсад обеспечивает нормальный присмотр и обучение?
- Эти учреждения находятся под госнадзором, санитарные требования выполняют, реализацию образовательного стандарта при наличии лицензии осуществляют. Но если что-то смущает, всегда можно обратиться в Рособрнадзор, Роспотребнадзор. Каждый частный детсад имеет свой профиль. Одни делают акцент на общении детей с носителями иностранного языка, другие сосредотачиваются на художественно-эстетическом или интеллектуальном развитии и др. Такие детсады обычно находятся на первых этажах домов или в отдельных зданиях. Средняя стоимость обучения - 15 тысяч рублей в месяц.
Есть и семейные детсады. Если рядом с домом многодетной семьи, где трое дошкольников, нет детсадов, то они могут оставаться дома, а мама при этом будет получать зарплату няни.
На связи с мамой
- Могут ли родители выбрать языком обучения татарский?
- Обычно с этим нет проблем. Группы с татарским языком формируются уже после направления ребят в детские сады исходя из запросов пап и мам.
- Родители детей с отставанием в развитии, желающие определить его в обычный детсад, нередко жалуются, что им приходится обойти несколько детсадов, чтобы получить согласие.
- В таких случаях родители часто стремятся настоять на детсаде рядом с домом, но это не всегда лучший вариант. В городской медико-психологической комиссии работают специалисты, которые подберут оптимальное учреждение. Два года назад в городе открыли коррекционный центр «Лекотека» для детей с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с отклонениями в умственном развитии.
- Что бы вам хотелось изменить в дошкольном образовании?
- Сегодня родители много вопросов решают с помощью Сети - пишут запросы в интернет-приёмные, требуют, критикуют. Это хорошо, но хотелось бы не утратить живой контакт пап и мам с педагогами. Есть вопросы или пожелания – скажите воспитателю или заведующей. Кстати, управление образования Казани рекомендовало каждому руководителю ДОУ завести сим-карту для связи с родителями. Если родители и педагоги работают в связке, ребёнок только выигрывает.
Какие есть группы?
- В группах общеразвивающей направленности реализуют образовательную программу.
- В компенсирующих организуют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Оздоровительные создаются для часто болеющих детей и других категорий, нуждающихся в длительном лечении.
- В группах комбинированной направленности здоровые дети обучаются вместе с ребятами с ОВЗ.
- В группах присмотра и ухода обеспечиваются питание, соблюдение режима дня и гигиенических норм детьми, хозяйственно-бытовое обслуживание детей, но не осуществляется обучение.