В Татарстане возрождают выпуск самолетов малой авиации, придуманных авиаконструктором из РТ Виктором Ермоленко (сооснователем ООО «Фирма» МВЕН»»).
Функциональные и экономичные самолеты малой авиации, которые можно использовать в сельском хозяйстве, для тушения пожаров и спасения людей, несмотря на одобрение на самом высоком уровне, ждала трудная судьба.
В 2018 году в Казани задумали серийное производство легкомоторных «летающих тракторов». Казанцы должны были поднять малую сельхозавиацию в стране, производя 10 воздушных судов в год. Но выпуск застопорился, начались судебные тяжбы между участниками производства. Казалось бы, конца и края им нет.
И вдруг - хорошая новость: ООО «Фирма» МВЕН»» возвращается к производству. Ее долги в десятки миллионов рублей перед предприятиями, настаивающими на банкротстве, закрыл неизвестный благодетель, сообщает татарстанское издание «Бизнес Онлайн».
Какова история Т-500 и почему судьба малого самолетостроения в РТ в одночасье развернулась? Читайте в «АиФ Казань».
Парашют над самолетом
Фирму «МВЕН» в 1990 году создал с партнёром Михаилом Невельским выпускник Казанского авиационного института, опытный парашютист Виктор Ермоленко.
Фирма разрабатывала и производила лёгкие самолеты, а ещё создавала уникальные для России системы спасения для терпящих бедствие самолётов. В случае неполадок в воздухе небольшие воздушные суда должны были приземляться с помощью выстреливающих парашютных систем. В МВЕНе был спроектирован и «воздушный трактор» МВ-500 (позже переименован в Т-500).
В 2018 г. был подписан договор между фирмой «МВЕН» и Обнинским НПП «Технология» (создает наукоёмкую продукции из неметаллических материалов для авиационной, ракетно-космической техники, транспорта, начало работу в 1959 г., а с 2010 г. входит в структуру государственной корпорации «Ростех»). По договору, МВЕН должен был собирать самолёты, а «Технология» поставлять комплектующие – узлы и детали, а также финансировать производство.
В Ростехе неслучайно выбрали модель МВ-500, разработанный в Казани. Это уникальный для России «агросамолёт», функциональный и экономичный, подчеркивают специалисты.
«Т-500 может производить множество сельхозработ с воздуха. Основные - распыление удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей, - рассказывал «АиФ Казань» в 2017 году Виктор Ермоленко. - Перед проектированием мы изучали мировой опыт , в частности, американские модели. Больше всего модель переняла у заокеанской «Цессны», но наш вариант стоит дешевле. Т-500 меньше, чем Ан-2, ведь сегодня нет необходимости перевозить огромные объёмы удобрений: они высокоэффективны и потому используются в малых дозах.
Что же касается стоимости эксплуатации, если Ан-2 расходовал три литра топлива на гектар, то Т-500 - в десять раз меньше. Лётчика защищает система пассивной и реактивной защиты. В России воздушных судов, подобных Т-500, нет - этот аграрный самолёт удобный, надёжный, высокопроизводительный. Потребность в самолетах в России, которые предназначены для авиахимических работ и моторинга окружающей среды, оценивается в 500 - 2000 единиц".
Производство этой партии Т-500 должно было положить начало массовому производству самолётов в Татарстане. Но «воздушные трактора» стали предметом спора между разработчиком, которому была поручена сборка самолётов (фирма «МВЕН»), и заказчиком (НПП «Технология»).
«Проект серийного производства самолётов Т-500 реализуется совместными усилиями госкорпорации «Ростех» и Республикой Татарстан в рамках соглашения о реализации пилотного проекта по созданию Всероссийской системы авиахимработ, подписанного на авиасалоне МАКС-2017. Завод начнёт работать в 2022 г.», – сообщали тогда в минпромторге республики.
Называли мечтой Татарстана
Минниханов назвал будущий завод мечтой Татарстана, ведь разработан «летающий трактор» в РТ. На территории предприятия планировалось разместить сборочные цеха, складские помещения и аэродром экспериментальной авиации.
Но на этапе выпуска десяти опытных образцов что-то застопорилось. По договору 2018 г., МВЕН должен был сертифицировать самолёты и собрать десять образцов первой партии; НПП «Технология» – поставить для этого материалы и комплектующие, изготовить некоторые узлы и детали, а также предоставить средства в размере 200 млн руб.
Но обнинское предприятие поставляло комплектующие не всегда вовремя, писали в СМИ, и выпуск бортов откладывался. Тем не менее поставщик и заказчик – Обнинское НПП – через суд обвинил сборщика в срыве сроков, а также внесении самовольных изменений в их конструкцию: мол, они теперь не соответствуют условиям поставки. ОНПП потребовало отдать 10 самолетов, изготовленных по его заказу (В 2022 году по решению арбитражного суда это было сделано)
Во время тяжб с крупной структурой, по слухам, Виктору Ермоленко пришлось уехать из страны. «А ведь он не просто производил эти самолёты. Он сам их разработал и смог наладить производство, создав «МВЕН» с нуля, – отмечал в "АиФ Казань знакомый с темой авиации в РТ специалист. –Энергичный, деятельный. Очень жаль и его, и большой проект».
Фирма «МВЕН» вышла из проекта, но на нее посыпались заявления о признании кредитором от целого ряда партнеров, усугубив ее положение.
Гибель "МВЕНа" вызывала много вопросов, ведь выпуск Т-500- проект, очень важный для республики. Тем не менее в 2021 году на запрос "АиФ Казань" в пресс-службу главы РТ пресс-секретарь Лилия Галимова ответила: «Эта проблема касается лишь двух хозяйствующих субъектов».
"Казалось, МВЕН обречен, но 3 мая 2024 года от временного управляющего компании поступило ходатайство о прекращении банкротства. Обоснование — полное погашение всех требований кредиторов. Сумма — 154,5 млн рублей. Источники предполагают, что задолженность была более серьезной, но с рядом кредиторов удалось договориться иным путем, - сообщает издание "Бизнес Онлайн". - 2 июня 2024 года Арбитражный суд РТ прекратил процедуру банкротства МВЕНа. Наиболее реальным видится возврат к сельскохозяйственной теме. Еще один путь — разработка и выпуск беспилотников. Данная тема сегодня актуальна по умолчанию. Ранее МВЕН уже сообщал, что намерен использовать наработки по МВ-500 для создания БПЛА".
В минпромторге РТ новость о реинкарнации легкого самолетостроения "АиФ Казань" пока не прокомментировали.
МНЕНИЕ
Доцент Института управления, экономики и финансов КФУ, к. э. н. Кабир Саубанов:
"Производство легкомоторных самолётов является очень важным с позиции национальной безопасности государства. Это связано и с тем, что в условиях санкций доступ к такого рода иностранной технике и её обслуживание сильно затруднёны для российских компаний. А спрос со стороны самых разных отраслей экономики огромен: начиная от сельского хозяйства и заканчивая оборонно-промышленным комплексом.
Поэтому возрождение таких предприятий необходимо стимулировать. Это требует больших инвестиций и, главное, подготовки высококвалифицированных инженерных кадров. Здесь очевидны серьёзные проблемы, поэтому необходим комплексный подход государства.