Под бульдозер? Какая судьба ждёт гаражи в Татарстане

Гаражи плохо вписываются в эстетику современного городского пространства. © / Венера Вольская / Из архива

В апреле подписан Федеральный закон о гаражной амнистии. Какие гаражи можно узаконить, а какие будут сносить?

   
   

Одноэтажная Вселенная

В Татарстане, по данным Росреестра РТ, порядка 50 тыс. гаражей не имеют сведений о своих владельцах. Чтобы зарегистрировать своё право на гараж, нужно обращаться в суд, а это обычно хлопотно и долго.

«Новый закон поможет владельцам гаражей в упрощённом порядке стать полноценными собственниками, – поясняет замруководителя Управления Росреестра по РТ Лилия Бурганова. – Продлится амнистия с 1 сентября 2021 г. до 1 сентября 2026 г. Речь идёт об амнистировании одноэтажных капитальных сооружений с фундаментом и стенами, построенных до конца 2004 г. , до введения в действие Градостроительного кодекса РФ».

Земля, на которой находится гараж, должна быть в ведении государства. Не попадают под амнистию самовольные постройки – они подлежат сносу.

– Может быть, хотя бы часть ржавых коробочек рядом с нашей девятиэтажкой исчезнут! Наверняка же самострои. Машину поставить негде  – такая теснота, что недавно кто-то, не вписавшись, разбил у меня фару, – негодует жительница дома № 18 на пр. Победы в Казани Алина Привалова.

По поводу же некапитальных «ракушек», принадлежащим гражданам с инвалидностью, вопрос будут решать отдельно: положения амнистии будут дорабатываться, пояснили в пресс-службе татарстанского подразделения Росреестра.

– Чтобы оформить гараж в собственность, нужно обратиться в администрацию города или района (в том числе через МФЦ) с заявлением о предоставлении участка под гаражом, – разъясняет Лилия Бурганова. – Нужно предъявить документ, который подтверждает владение помещением. Это может быть документ о выплате пая в ГК, решение о распределении гаражей, документы техинвентаризации и другое. Заявление на регистрацию участка и гаража подаст орган местного самоуправления. Госпошлину платить не надо».    
   

Мужская территория

«Я владелец гаража в ГК «Голубой», но машину там давно не ставим, держим только вещи вроде велосипеда, санок, – рассказывает елабужанка Камиля Зарафутдинова. – Если бы у нас, как в Европе, дали возможность отделить часть площади под склад в подвале дома, я бы не стала ходить туда. Безлюдный длинный тоннель из гаражей – случись чего, охраны не докричишься. Гаражами всё реже пользуются». Но есть и другая точка зрения.

«У гаражей есть своя история, и она может быть очень интересной, – отмечает урбанист Юлия Файзрахманова. – Я наблюдала жизнь одного такого объединения. Кооператив был построен в живописном месте, и люди часто собирались вместе, общались».

С ней согласен социолог, историк Михаил Соловьёв: «В ХХ в. семьи активно покидали сёла и переселялись в города. Мужчины нуждались в «своей» территории. Инструменты, рыбацкие принадлежности в квартире не будешь держать. А в гараже ставили диваны, даже книги были. Сколько музыкальных групп началось с гаражей, где можно репетировать, не боясь соседей», – говорит Михаил Соловьёв.

Но в целом гаражная культура – это «уходящая натура», считает он. Мужчины с сыновьями сегодня ходят на спорт и в кино. Так нужны гаражи или нет?

«Территории ГК, когда они занимают ценное место в черте города, нередко расцениваются как площадь перспективного развития, ведь они не вписываются в городскую среду», – отмечает Юлия Файзрахманова.

«Если рассуждать, исходя из интересов горожан в целом и стремления сделать городскую среду эстетичной, то гаражи – это наследие 70-80-х, сооружения, которые, мягко говоря, не украшают пространство», – считает архитектор, преподаватель теории и истории архитектуры КГАСУ Марсель Искандаров. Эти очаги разномастных одноэтажных построек крайне неэффективно используют дефицитные городские территории, добавляет он.

«Но согласиться с «автоматическим» отчуждением собственности я не могу – должно быть уважение к ней и правам граждан, – подчёркивает Искандаров. – Что касается частных кладовок в подвалах уже построенных домов, создавать их закон фактически не позволяет. Но в Москве в своё время предлагали такой выход: взамен отчуждаемых гаражей предоставлять места в новых многоуровневых паркингах, где можно также организовать небольшие склады для хранения скарба».

Компенсацию – по справедливой цене

 «Просто избавиться от гаражей нельзя, – убеждён Михаил Соловьёв. – Наши предки строили их своими руками, наделяли толстыми кирпичными стенами, глубоким подполом. Люди должны знать, что компенсация за их снос сопоставима со стоимостью участка под дачу. Они уже там будут хранить свои гвозди-рубанки, общаться, вместо того чтобы сидеть в квартирах.

«В Берлине в доках есть нечто напоминающее наши гаражи, но с причалами для лодок. Власти с ними мирятся, никто не собирается лишать граждан собственности», – рассказывает Юлия Файзрахманова. Если нужно сделать снос постройки, то компенсация выплачивается по адекватной цене.

«Коли прогресс требует, чтобы на привлекательном месте в городе вместо гаражей построили что-то другое, должна работать система выкупа по справедливой цене, а не по смехотворной, как это порой происходит с аварийным жильём, – добавляет она.

А что же думают власти? Собираются дать площадям под гаражными комплексами новую жизнь, отнеся их к зонам комплексного развития территорий (КРТ).  КРТ - это  недавно введнное в Градостроительный кодекс России понятие, благодаря которому  строительная отрасль сможет перейти от точечного сноса аварийных домов  к  переустройтсву целых микрорайонов.

«Мы против реновации хрущевок, когда в  городе достаточно других пространств, которые не развиваются как надо. Поэтому предлагаем применить только КРТ нежилой застройки, – акцентирует внимание главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина. – Казань имеет 60 таких мест, и большая их часть – это плоскостные гаражи. А владельцам гаражей нужно дать возможность приобретения на выкупные деньги места в паркингах».