«Называют зверем». Почему татарстанца обвиняют в насилии над дочерью

27-летнего мужчину обвиняют в насилии над малышкой. © / Из семейного архива

Эта шокирующая история прогремела на всю страну. Суд оправдал 27-летнего бугульминца, которого обвиняли в насилии над полуторагодовалой дочерью. И тут взорвались соцсети: пользователи требуют посадить #зверявтюрьму. Этот хештег стал одним из самых популярных в Рунете. Почему мужчину ждёт новый суд? Было или нет насилие? Мнения сторон выслушал «АиФ - Казань».

   
   

Поранил кольцом?

«Тёмная история, в которой, на мой взгляд, надо серьёзно разбираться, – делится мнением журналист местной газеты. – Однако на семью, где кроме малышки, есть ещё двое детей 12 и шести лет, уже выливают такой поток негатива, что как бы не пришлось им из города уезжать. А ведь суд вынес оправдательный приговор, хотя отца защищал бесплатный адвокат – денег на защитника у семьи не было».

Семён со своей супругой Алиной. Фото: Из семейного архива

ЧП, прогремевшее на всю страну, случилось в октябре прошлого года. 27-летний безработный Семён (имя изменено. – Ред.) был дома один с тремя детьми, для двух старших из которых он был отчимом. Мама Алина (имя изменено. – Ред.) – продавец круглосуточного магазина –  работала в ночную смену. Примерно в 11 часов ночи ей позвонил испуганный муж: мол, дома беда, у младшей девочки (его родной дочери) началось кровотечение в паху. Мать приехала домой на такси. Вызвали скорую помощь, которая отвезла ребёнка в местную ЦРБ к гинекологу. Врач обнаружил у ребёнка травмы, свидетельствовавшие о насилии. Девочке потребовалась помощь хирургов ДРКБ. Из заключения врачей (есть в распоряжении редакции) следует, что девственная плева не нарушена, но ссадины и локальный разрыв слизистой однозначно говорят о полученной травме.

О случившемся тут же сообщили в полицию. Следователи возбудили уголовное дело. Отца обвинили в насильственных действиях сексуального характера в отношении малолетнего ребёнка (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ). Уголовное дело ушло в Бугульминский районный суд. Однако 13 апреля 2020 г. Семёна оправдали. Суд счёл его виновность недоказанной.

«Мой подзащитный утверждает, что телесные повреждения дочери он причинил случайно – когда менял девочке памперс, поранил её сломанным кольцом, – поясняет адвокат Салават Раупов. – Я считаю, у него не было умысла  удовлетворить свои сексуальные потребности. Я просил суд исследовать это кольцо. И задал в суде вопрос эксперту, мог ли отец при таких действиях причинить телесные повреждения. «Да, это не исключено», – ответил эксперт. Была исследована и запись разговора с женой, где он говорит, что сделал что-то не так, и его всего трясёт».

Гособвинение с оправдательным приговором не согласилось и обжаловало его ещё 22 апреля. «Мы считаем, что обнаруженные у ребёнка повреждения не были получены по неосторожности, – подчеркивает зампрокурора Бугульмы Николай Вдовин. – Такие травмы невозможно нанести случайно. Что касается экспертов, то они отвечают только на конкретные вопросы, могло или нет то или иное действие произойти. А умышленно или нет действовал человек, этот вопрос уже относится к компетенции следствия».

Алина и сейчас считает, что её мужа оправдали справедливо, что  доказательств его вины нет. «Какое насилие? – возмущается женщина. – Мы нормальная семья, никогда не стояли ни на каком учёте! Отец даже в угол детей не ставил. Это я могла хлопнуть их по мягкому месту. Другого приговора, кроме как оправдательного, я не жду, потому что ничего не было».

   
   
Семен со старшими детьми. Фото: Из семейного архива

3 июля Верховный суд отменил оправдательный приговор. И перенаправил его снова в Бугульму. Теперь уже иной состав суда будет вновь исследовать вопрос – случайно или нет ребёнок получил травмы.

«Относиться так к нашей семье – бесчеловечно»

Пока Семён не арестован, живёт дома, в семье. Он и перед первым процессом, по решению суда, был под домашним арестом, а не в СИЗО. Сейчас гособвинитель может потребовать перевести его туда только тогда, когда дело поступит в суд.

Тем, что обвиняемый живёт в одном доме с детьми, встревожены уполномоченный по правам ребёнка в России Анна Кузнецова и детский омбудсмен в РТ Гузель Удачина. Анна Кузнецова потребовала от Следкома проверить, как Семён обращался с двумя старшими детьми в семье. 

«Необходимо принять меры, чтобы не допустить совместного проживания несовершеннолетних детей с обвиняемым до окончания судебных разбирательств», – обратилась к главе Бугульминского района Гузель Удачина.

Однако адвокат Салават Раупов считает до приговора суда изоляцию отца от семьи преждевременной. Алина уверяет, что отец для детей не опасен. По её словам, гораздо опаснее атмосфера негатива, в которой оказалась их семья.

Известные блогеры, журналисты, звезды шоу-бизнеса обсуждают эту историю. В соцсетях даже появилась петиция с требованием посадить отца ребёнка, с хештегами #казаньпосадипедофила и #зверявтюрьму.

«Когда следователь спрашивал детей, как относился к ним отец, сын задал ему только один вопрос: «Теперь моих родителей убьют?». Ведь он смотрит новости, знает, что отца называют зверем. Хочу обратиться ко всем жителям Бугульмы, Татарстана: нельзя так относиться к нашей семье, это бесчеловечно и жестоко!»

Обсуждая бугульминское дело в соцсетях, многие называют такие истории из ряда вон выходящими. Мол, насилие в семье – редкость. У психолога Светланы Берцец другое мнение. По её наблюдениям, насилие (в широком смысле) по отношению к детям бывает и в благополучных внешне семьях. Просто это скрывают и дети, родители. Детей либо запугивают: «Не говори никому», либо объясняют: «Папа тебя так любит». И некоторые дети считают насилие нормой, ведь они доверяют родителям.

«Важно учить ребят не стесняться говорить, просить о помощи. А главное – вырастить поколение людей, которым в голову не придёт делать такое со своими детьми, – считает психолог. – Материальное положение здесь ни при чём. Важно духовное воспитание. Ведь случается, что насилие творится за высокими заборами в коттеджах, где есть все материальные блага, а дети при этом не защищены».

Языком цифр

588 преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних совершены в 2019 г. В 2018 г. было 661 такое преступление.

286 преступлений (27 %) совершили члены семьи;

А именно: 95 преступлений – родители;

3 – сожители матерей; 188 – иные члены семьи.

1059 преступлений, связанных с проявленными к детям насильственными действиями совершено в 2019 г., это на 7 % меньше, чем в 2018 году.

По данным уполномоченного по правам ребёнка в РТ.