Метры раздора. Как квартирный вопрос рушит семьи

Александр Фирсов / АиФ-Казань

На какую только подлость не готова родня при разделе имущества. раньше жилищные споры старались разрешать мирно, а сейчас судятся с родителями, детьми, братьями. Есть и те, кто ради желанной квартиры идёт на преступление.

   
   

«Выживают!»

В Заинске внук расправился с бабушкой, чтобы присвоить 820 тысяч рублей от продажи её квартиры. Суд установил, что Д. Карягин сначала уговорил 88-летнюю женщину продать жильё, а когда сделка прошла, вывез бабушку в гараж, ударил молотком по голове и бросил умирать. Родне сказал, что та уехала. Её хватились почтальоны, которым не сообщили новый адрес для доставки пенсии. Внук сознался в убийстве, за что в июне получил 14,5 лет колонии строгого режима.

При дележе жилья доходит до драк. Не выдержав рукоприкладства зятя, без крова осталась Людмила Лебедева из Альметьевска.

«Мы с дочерьми продали квартиры и купили дом, - говорит Лебедева. - Отношения были хорошие, но тут старшую дочь и зятя как подменили. Они оскорбляли меня, попрекали куском хлеба, не давали пользоваться техникой. Меня выживали - побои, угрозы убийством. Все ссадины, гематомы, разрыв связки на ноге я фиксировала у врача, но дело не завели. Зять дважды ударил меня при полицейском! Я предложила старшей дочери выкупить мою четверть доли в доме, чтобы разъехаться, та не согласилась».

Родственница выжила не только мать, но и беременную сестру с ребёнком. Вот уже полгода они снимают ветхий дом.

«Люди не вовремя фиксируют телесные повреждения у врача, вызывают полицию. Чем позже, тем сложнее доказать, что вред вам причинил родственник, - говорит Булат Мухамеджанов, руководитель правозащитной группы «Акцент». - Свидетелем может стать сосед, которому вы пожаловались на побои сразу после инцидента. Правоохранители неохотно возбуждают такие дела, ведь нередко семья мирится и производство прекращают, а это влияет на статистику».

По совету правозащитников Лебедева обратилась в прокуратуру, которая отменила отказ в возбуждении дела. Вот уже месяц, как полиция проводит проверку, но результата всё нет…

   
   

Отцы и дети

Из-за угроз боится возвращаться домой и Ольга Чигарёва из Зеленодольска. Годами они с дочерью в судах разбираются, кто имеет право на прописку в её квартире. Ведь жильё в соцнайме, и от числа прописанных зависит, какая доля достанется каждому при приватизации.

«Когда нам дали квартиру, дочь была ребёнком, так что я стала нанимателем, - говорит Чигарёва. - 11 лет мы не живём вместе, но с 2006 года она без согласия прописала у меня четверых детей. Суд считает, что это законно по статье 70 ЖК РФ. Но ведь дочь не наниматель, почему она не спрашивает разрешения?»

Чигарёва вынужденно уехала к мужу, у которого есть комната. Скоро в ВС РТ рассмотрят кассацию по их спору.

«Собственность - это овеществлённые деньги, которые всегда разобщают людей, - говорит адвокат Эдуард Иванов. - Я заметил, что перед разводом мужья переписывают квартиры на себя. Раздел происходит так: мужчинам - имущество, женщинам - дети. Раньше многие конфликты решались проще. Жилищный кодекс, действовавший до 2005 года, позволял родне, делящей квартиру по соцнайму, заключить отдельные договоры найма. Теперь это запрещено. ЖК РФ настолько несовершенен, что не разрешает споры, а порождает новые».

Комментарий

Борис Рыбак, адвокат: 

- Универсального совета, как застраховать себя от жилищных споров, нет. Любая сделка несёт риски. Важно, чтобы все договорённости оставались не на словах, а на бумаге. Так, если вы дарите квартиру за пожизненное содержание, то в договоре укажите подробности: какую сумму вам должны перечислять в месяц, как обеспечивать питание, уход, лечение. Хотите подстраховаться, обратитесь к нотариусу.

Смотрите также: