Кто похитил чудотворный образ? О краже Казанской иконы написали детектив

Ежегодный крестный ход в Казани со списком Казанской иконы Божией матери. © / Мария Зверева / АиФ

В ночь на 29 июня 1904 года в Казани произошло одно из самых дерзких преступлений в истории России. Из Богородицкого монастыря похитили особо чтимую православную святыню - Казанскую икону Божией Матери. Почему споры о краже века идут до сих пор и была ли сожжена икона, считавшаяся главной заступницей России, «АиФ-Казань» рассказал нижегородский писатель и краевед Николай Свечин.

   
   

«По остывшим следам»

Николай Свечин много лет пишет исторические детективы. Фото: Из личного архива Николая Свечина

В этом году вышел в свет исторический детектив Свечина «По остывшим следам», в котором он устами вымышленного персонажа - храброго и удачливого сыщика Алексея Лыкова - приводит свою версию нашумевшей истории. 

Инициатором создания книги стала завотделом редких книг и рукописей КФУ Эльмира Амерханова. Она помогла писателю с консультациями, предоставила исторические материалы. 

Николай Свечин побывал в Казани, обошёл места, связанные с иконой, - монастырь, откуда её украли, бывшую Воскресенскую улицу, где находилось управление полиции (сейчас на этом месте физфак КФУ), ул. Лесгафта и Вишневского, где стоял дом купца Шевлягина, в котором жил вор Чайкин. 

Известно, что царская семья много лет усиленно разыскивала икону. В 1908 году секретное дознание в Казани вели сыщики Московской сыскной полиции. Вплоть до 1916 года поисками - не только в Казани, но и в других городах - занимался подполковник Отдельного корпуса жандармов Михаил Прогнаевский. Это один из многих реально существовавших людей, которые присутствуют в книге. Другие - это казанцы: вице-губернатор Кобеко, полицмейстер Васильев, пристав Ловейко со своей красавицей-женой. 

Выдали щипцы

О тщательной подготовке кражи говорит сам момент её совершения, считает Свечин. Накануне в монастыре «гостила» священная икона Смоленской Божией Матери. Праздничные богослужения шли четыре дня. Все устали, бдительность притупилась.

Казанский Богородицкий монастырь. Фото: из архива Анатолия Елдашева

В третьем часу ночи одна из послушниц услышала крики о помощи. Звавшего на помощь сторожа нашли в подвале. Старик сказал, что его заперли воры и что в соборе большое несчастье. У входа в храм, где хранилась главная святыня монастыря, лежал сломанный замок с наружных дверей. Это был верх­ний замок, нижний остался цел. Между створками дверей торчала доска, которой отжали дверное полотно. В щель вполне мог пролезть взрослый человек. Внутренние двери оказались почему-то открыты. Взволнованные люди вошли в храм и увидели страшную картину святотатства. Две чудотворные иконы - Богоматери и Спасителя - были похищены из киотов. Они пропали вместе с драгоценными ризами, украшенными жемчугами и бриллиантами. 

   
   

Полиция напала на след после того, как пообещала награду за помощь в поимке воров - 300 рублей. Свою лепту внесли и купцы, увеличив сумму до четырех тысяч рублей. В то время, когда за 30 копеек можно было отобедать в трактире, это были огромные деньги. 

Икона до кражи. Фото: Public Domain

Вскоре смотритель Александровского ремесленного училища Вольман сообщил, что за несколько дней до кражи ювелир Максимов заказал в мастерской училища необычные разжимные щипцы. Якобы для растягивания золотых колец. По мнению Вольмана, этими щипцами и взломали замок на воротах собора. Замок висел так, что перекусить его дужку снаружи было невозможно. Её выдавили изнутри. Ювелир сделал щипцы по заказу некоего Фёдора Чайкина (настоящее имя - Варфоломей Стоян). В Казань тот приехал зимой и явно не бедствовал. Часто покупал у ювелира дорогие вещи. 

Во время обыска квартиры Чайкина в доме купца Шевлягина нашли обломки серебряных украшений с камнями и без, обрезки золотой ризы, много жемчуга. А в железной печке в сенях среди золы отыскали железные петли, обгорелые гвозди, проволоку, кусочек слюды, клочки бархата, часть доски с позолотой. Монахини заявили, что петли и гвоздики - с оклада чудотворной иконы. Чайкина схватили в Нижнем Новгороде, куда он уехал с женой.

Сжёг миллион? 

«Чайкин оказался крепким орешком, - говорит Николай Свечин. - Вор заявил, что икон не трогал, их украл Максимов, а он только приобрёл у ювелира ценности с окладов. На суде ни Чайкин, ни его сообщник Ананий Комов виновными себя не признали. Полиция и суд опирались на показания 9-летней девочки Жени, дочери сожительницы Чайкина, которая якобы видела, как сожгли икону. Но девочка была аттестована на суде как лгунья. Она говорила то одно, то другое. Показания Жени по остальным эпизодам проигнорировали. А в гибель икон ни с того ни с сего поверили. Почему-то совсем не разрабатывалась версия, что икона цела».

Кстати
С Казанского образа было сделано более 100 списков. Все они являются самостоятельными иконами. С Казанской чудотворной ополчение Минина и Пожарского сражалось против поляков в 1612 году. Перед ней молился перед Полтавской битвой Пётр I , а также фельдмаршал Кутузов в 1812 году. Говорят, что в 1941-м фашисты под Ленинградом были остановлены именно там, где прошёл крестный ход с Казанским образом. В 2005 году один из самых почитаемых списков передал в Казань Папа Римский.

Писатель нашёл несколько аргументов в доказательство этого. Сторож видел четырёх грабителей. А под суд пошли только Чайкин и Комов, которого вор вызвал перед кражей из другого города. Двух других даже не искали. Казанская полиция раскрыла 5 предыдущих краж Чайкина - в Казани, Коврове, Златоусте, Рязани, Ярославле. Но сыщики не обратили внимания, что у похищавшего церковные ценности Чайкина был свой стиль «работы». 

Он крал только ризы, а иконы всегда оставлял в храме. Почему же вдруг изменил манеру? «Чтобы скрыть кражу, - предполагает Николай Свечин. - В печке сожгли менее ценный образ Спасителя. Жемчуг почти весь был найден, но бриллианты огромной ценности, подаренные иконе Екатериной II во время её визита в Казань, исчезли. Когда у Чайкина спросили, где камни, тот ответил: лежали в ящике комода. Но пришла, мол, полиция, сделала обыск, и после этого они исчезли. А позже вор сказал загадочную фразу: «А может, я и сам их найду? Не на век же дадут каторгу». Он надеялся, что или сбежит, или через 12 лет каторги встретится с человеком, у которого оставил бриллианты». Чайкин сошёл с ума и умер в Шлиссельбурге в 1916 году, не вынеся одиночного заключения. Тайну иконы он унёс с собой. 

Федор Чайкин со своей сожительницей Прасковьей Кучеровой. Фото: Public Domain

В Румынии или Коврове?

По оценкам антикваров того времени, старинный образ можно было продать за 1 млн рублей. Чайкин, которого называли талантливым вором, не был похож на простака, готового сжечь миллион. По предположениям Свечина, преступление готовил совсем другой человек, кому нужна была только икона. Чайкин являлся лишь исполнителем, ему должно было достаться всё то, что украшало икону, - золотая и серебряная ризы, бриллианты. 

По мнению писателя, не выдерживает критики и версия, что чудотворный образ уцелел и хранится в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани. Якобы игуменья монастыря, опасаясь кражи, каждый вечер меняла подлинник на копию. Но для этого она должна была бы всякий раз не только снимать ризы, но и заново нашивать ткань, покрывавшую икону. А ещё отклеивать и наклеивать слюду на отверстия для ликов. Такие манипуляции быстро погубили бы уникальную живопись.

Кто же мог заказать кражу века? Иконы дониконианского письма по всей стране собирали для своих закрытых молельных домов старообрядцы. Так появилась версия, что похищение заказали они. Подозрение московских сыщиков пало на казанского купца-поморца Якова Шамова, в доме которого якобы видели икону. По словам Свечина, это ничем не подкреплённые догадки. Шамов был порядочным и богобоязненным человеком, такая кража не в его характере. 

К тому же вряд ли украденную икону оставили в Казани. Здесь её давно бы нашли. «Образ мог оказаться в Румынии, - предполагает Николай Свечин. - Туда ещё в XIX веке уехало много старообрядцев, спасаясь от гонений властей. Они жили колониями, которые существуют до сих пор и представляют свой, закрытый от посторонних мир. Ещё молва приписывала организацию кражи ковровскому купцу Северьяну Першину… Тем не менее это всего лишь догадки. Но надо надеяться, что священный образ цел и когда-нибудь снова явится людям».

Другое мнение

Казанский краевед Ровель Кашапов: 

«Дело о краже иконы завершилось последним допросом Чайкина в Шлиссельбургской крепости в 1912 году. Окончательно выяснилось, что преступник, желая смягчить свою участь, создал видимость того, что святой образ не был сожжён. Но на самом деле он его сжёг. «Зачем? - спросил М. Прогнаевский. - Ведь вы могли получить огромные деньги за икону».

Ответ прозвучал как будто из романа Достоевского «Бесы»: «Я хотел узнать, действительно ли икона чудотворная, - сказал Чайкин. - Если Бог есть, он не даст её уничтожить, а меня разорвёт в куски. А если даст, то и Бога нет. Видите, как я сумел доказать небытие Божие!».

Потерю главной заступницы Руси многие восприняли как знак грядущих бед. Так оно и произошло - поражение России в войне с Японией, революция 1905 года, Первая мировая война, революция 1917-го и Гражданская война - своего рода доказательства этого мистического знака».