Казанский собор: каким он был и каким будет

Президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери. Символично, что это было сделано 4 ноября - в день празднования Казанской икоы. Уже известно, что воссоздан он будет в том же виде и размере. Деньги на строительство будут собирать все миром. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан надеется, что собор построят за три года. 

   
   

Собор был главным в комплексе Богородицкого монастыря. О славной и трагической истории собора рассказывает Анатолий Елдашев, председатель городского общества историков-краеведов, доцент Казанской духовной семинарии

Чудесное место

Казанско-Богородицкий монастырь был основан в XVI веке на месте обретения чудотворного образа Божией Матери. Распоряжение о строительстве деревянного храма в честь иконы отдал Иван Грозный. Также царь велел устроить женский монастырь для 40 инокинь.

В конце XVI века на месте деревянной церкви был сооружён пятиглавый каменный храм. 
В конце XVIII века по проекту архитектора И. Старова начали строить новый храм. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал лично император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году собор был расписан и освящён. Размеры его составляли 49 на 43 м при высоте в 44 м. Общий облик собора определяли пять полусферических куполов и три фронтона с колоннами. Рядом с храмом была колокольня высотой более 55 м (для сравнения: колокольня Петропавловского собора составляет 49 м). Главный собор монастыря был архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма. 

Фото: из личного архива Абдуллы Дубина

Обитель занимала площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви.

В течение почти 350 лет в Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь. Последний крестный ход с Казанской иконой состоялся в 1903 году. Через год она будет украдена. Традицию крестных ходов с Казанской возобновили лишь 21 июля 2000 года. 

Гибель обители 

К началу XX века монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, а обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 г. монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную церковь начались гонения. Не обошли они и Казанский монастырь.

   
   

В 1918 году были закрыты храмы Казанского кремля. Казанский Богородицкий монастырь стал религиозным центром города. Здесь были сосредоточены все главные святыни, каждый праздник совершалась архиерейская служба. В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства. С 1921 года при монастыре стала функционировать религиозная община. 

В 1929 году в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. Студенты привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Один из храмов использовали под склад для хлеба, причём зерно ссыпали прямо под иконостас. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т. к. платить налоги за него не могла.

До 1930 года монастырским священнослужителям ещё разрешалось проводить крестный ход на Казанку с иконой Всеблаженная, присланной взамен утраченной Казанской. А с 10 января 1930 года крестный ход был запрещён. Спустя год православная община переводится в Петропавловский собор. На 1932 год в ней состояло 120 человек. 

Фото: АиФ/ из архива Анатолия Елдашева

В то время судьба храма решалась просто - достаточно было признать церковь или мечеть ветхой (при условии невыполнения ремонта общиной) или получить ходатайство со стороны большинства населения для использования здания под общественные нужды.

Существует фотография, на которой видно, как разбирают купол монастырской церк­ви Николы Тульского, предположительно, это 1932-1933 годы. В 1932-м был взорван главный собор монастыря. Здание бывшей обители отдали под обустройство кинофабрики, но работы так и не были закончены. В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики из Москвы и Выборга. Они разместились в полуразрушенных зданиях монастыря. В кратчайшие сроки было смонтировано оборудование и начато производство табачных изделий для фронта. Фабрика закрылась в 90-е годы, оставив после себя разруху. 

Что осталось? 

До наших дней дошли лишь немногие строения некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древним из них является Софийская надвратная церковь (конец XVII - начало XVIII века), которая была возвращена верующим в 1994 году.

Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.), они были переданы церкви лишь в 2003 году.

То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры - тёплым храмом Николы Тульского (1806-1816 гг.), где зимой пребывала чудотворная Казанская икона. Больше других повезло Крестовоздвиженской церкви (1877 г.), где до начала 2000-х находился учебный корпус педуниверситета. Сейчас здесь пребывает Ватиканский список Казанской иконы. Сравнивая фотографии прошлых лет и современное состояние территории Казанского Богородицкого монастыря, мы можем видеть, как много потеряла Казань с ликвидацией этого прекрасного градостроительного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта города.

Комментарий

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан

«Никаких нововведений не будет. Если речь идёт о воссоздании, то только в таком виде, в каком собор был 80 лет назад. В этом нуждаются не только православные верующие, но и вся республика. Паломничество верующих в Казань - это одновременно и радость от соприкосновения с Божией Матерью, и скорбь по утраченному храму. Если мы заново построим разрушенный собор, то от этого выиграет и город, и Татарстан в целом. Казань в этом случае станет не менее привлекательным местом для православного паломничества, чем, например, Дивеево.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофона. Фото: Татарстанская митрополия.

Также восстановленный собор покажет, как живут в республике носители разных религий. Мы всегда говорим, что наша республика многонациональная и многоконфессиональная. У нас нет необходимости соревноваться, мы должны взаимодействовать. Не нужно думать, что если одна религия станет сильнее, то другая ослабнет. Кто-то может сказать, что сейчас не лучшее в экономическом плане время, чтобы заниматься восстановлением Казанского собора. Но давайте вспомним историю строительства храмов и мечетей: разве они строились в экономически более успешные годы? И даже если сейчас не самые лучшие времена для России, нужно памятовать, что Казанский образ связан со Смутным периодом истории нашего государства. Воссоздание храма будет способствовать укреплению единства жителей Татарстана, нравственного состояния общества».

Что писали в газетах того времени

Сочтите, сколько в Казани монастырей и какую они занимают жилплощадь? Казанский женский монастырь - 360 монахинь, Фёдоровский - 40, Ивановский - 30, Зилантовский - 34, Семиозерная пустынь - 40, Раифская - 30, Кизический монастырь - 34. 

Если принять во внимание, что в большинстве монастырей монахи живут в просторных и неуплотнённых квартирах, то в целом мы имеем значительную жилплощадь, населённую незначительным количеством тунеядцев, наигрывающих на мистических струнах легковерных людей, жаждующих чудес... В большинстве монастырей собрались «осколки разбитого вдребезги» - бывшие помещицы и купчихи, оплакивающие безнадёжно ушедшее прошлое, времена былой власти и величия. Горсовет постановил - все монастыри, находящиеся на территории Казани и прилегающих к городу местностей, необходимо изъять... Проживающих в монастырях монахинь и монахов - немедленно выселить. 

"Красная Татария", 9 мая 1928 г.