Испить из «Святой Чаши». Легенда о мамадышском роднике

К мамадышскому роднику съезжаются со всего Татарстана. © / Мамадышский муниципальный район

Чудесное явление

Своё необычное название Мамадыш получил от имени первопоселенца - старика из древнего Булгара. Неудивительно, что булгарин облюбовал живописное место на точке слияния Вятки и Ошмы: многоводные реки, богатые рыбой, леса, полные дичи, и, конечно, множество источников с прозрачной водой.

   
   
Фото: Из архива Мамадышского спиртзавода.

«О большом роднике, отличавшемся необыкновенно вкусной мягкой водой, рассказывали многие предания в этом краю. Ключевая вода набиралась в небольшую чашу-котлован, - рассказывает научный сотрудник Мамадышского краеведческого музея Гуляндам Давыдова. - По легендам, возле ключа, питаясь его водой, рос вековой дуб в обхват нескольких человек. Кряжистое дерево со временем стало полым внутри, и, как гласит легенда, в конце XVII века в его стволе обнаружили икону одного из самых почитаемых святых на Руси - Николая Чудотворца.

Весть о явлении разлетелась далеко, и к роднику потянулись люди не только из окрестных селений, но и из Вятской, Уфимской и других губерний. У источника появилось своё название - Святая Чаша. Из уст в уста передавались истории об исцелении больных, напившихся из неё, и родник с каждым годом встречал всё больше гостей».

Собирали всем миром

«Сохранилось прошение мамадышцев о строительстве часовни на месте, где была обретена икона, - рассказывает Гуляндам Давыдова. - Однако часовню возвели в 1811 году, но не у родника, а возле Троицкого собора в Мамадыше».

Саму икону святого Николая Мирликийского мамадышцы были вынуждены отдать Никольской церкви города Елабуги, так как Мамадыш относился к Елабужскому приходу. Но каждый год на праздник Казанской иконы Божией Матери - 8 июля по старому стилю - этот образ в серебряном окладе привозили на место его обретения.

Часовня. Фото: Татспиртпром

Средства для этого собирали всем миром: у собора был установлен большой серебряный котёл для пожертвований, который наполнялся очень быстро. Ведь к святому Николаю отношение у наших предков, жизнь которых была связана с Вяткой и Камой, было особое. Накануне поездок покровителю путешественников и мореходов жертвовали средства и православные, и мусульмане.

Икону сначала везли как драгоценную ношу по Каме, затем по Вятке, а потом переносили крестным ходом. День крестного хода для рабочих местных фабрик объявляли выходным. По свидетельствам очевидцев, в этот день собирались тысячи богомольцев. Встречал икону соборный хор в несколько сотен человек.

   
   

В первый день икона бывала у Святой Чаши, на следующий - в домах богатых мамадышцев, а потом её возили по окрестным деревням, чтобы все могли поклониться ей.

«В последний раз икона побывала на месте обретения в июле 1918 года, об этом говорят имеющиеся у нас архивные документы, - рассказывает Гуляндам Давыдова. - Уже в 1919 году она исчезла, и следы её затерялись. Видимо, её украли, когда колчаковцы брали Елабугу в 1919 году. А часовня при Троицком соборе была разрушена, как и сам собор».

Здесь можно окунуться в святую воду. Фото: Из архива Мамадышского спиртзавода.

Однако источник продолжал питать людей. А в 2012 году у него началась новая жизнь - над купальней устроили и освятили часовню святого Николая. В её красном углу помещён список иконы, привезённый из Иерусалима. В часовне с высоким куполом гости могут окунуться в проточную воду, которая, как говорят, даёт энергию телу и покой душе.

«Уже несколько лет мы большой компанией каждую неделю окунаемся в эту купель, - рассказывает имам центральной мечети Мамадыша Наиль хазрат Вахитов. - Зимой сначала ходим на лыжах, летом делаем пробежку. Редко когда пропускаем, а тем более сейчас, в месяц Рамазан. Бодрость, которую здесь получаешь, ощущается потом несколько дней. Кстати, вода Святой Чаши независимо от времени года имеет температуру +6 градусов. В Мамадышском районе живут много крещёных татар, здесь почти 20 лет проводится Питрау - праздник культуры кряшен. Но к этой православной святыне приезжают и многие прихожане-мусульмане. И это хорошо, ведь Бог един».

«Добро» от Менделеева

История Мамадыша связана с винокуренным заводом, который позже вырос в знаменитый спиртзавод. Небольшую винокурню в 1835 году решил построить купец второй гильдии Иван Иванович Щербаков, чтобы побочно использовать избыток ржи и пшеницы, которыми он торговал.

Часть деревянной трубы сохранилась до наших дней. Фото: Из архива Мамадышского спиртзавода.

В конце XIX века внук Ивана Ивановича купец первой гильдии Корнелий Щербаков открыл спиртоводочный завод. Он, подолгу бывая в Санкт-Петербурге, не раз общался со знаменитым химиком Дмитрием Менделеевым. Когда учёный рассказал о своём рецепте водки, Щербаков предложил ему использовать для её приготовления кристально чистую воду из Святой Чаши. Говорят, учёному вода очень по­нравилась, и спиртзавод, открытый в 1883 году, был построен по проекту Менделеева. Цеха были оснащены передовым в те годы оборудованием, и это было крупное для маленького города производство: к 1897 году на предприятии трудились 85 постоянных рабочих.

Завод работал на зерне, картофеле и свёкле, а спирт производился в количестве 400-500 вёдер в сутки. И, конечно, вода подавалась та самая - с ключа Святая Чаша. Для этого до завода на шесть километров проложили деревянные трубы.

«Эти трубы обнаружили в 2000-х годах. Дерево прекрасно сохранилось благодаря обработке внутренней поверхности трубы. Стыки тоже были бережно обмотаны, - рассказывает советник директора Мамадышского спирт­завода Николай Захаров. - Но удивило специалистов ещё и то, что труба была выдолблена в цельном, а не разрезанном вдоль стволе, причём длиной три метра! Один из кусков трубы передали нашему предприятию, а второй - в городской музей. Остаётся только восхищаться отношением к делу купца Щербакова и его мастеров».

После Октябрьской революции завод был национализирован. Сын Корнелия Никаноровича штабс-капитан Леонид Щербаков, придя с белочехами в Мамадыш в сентябре 1918 года, привёл оборудование в негодность, чтобы он не достался большевикам.

Лишь спустя десять лет удалось восстановить предприятие. И в советское время, и сейчас Мамадышский спиртзавод остаётся одним из бюджето­образующих предприятий города. 

Кстати

Скоро татарстанцы смогут оценить вкус воды из Святой Чаши, не приезжая в Мамадыш. На заводе готовятся начать розлив питьевой и бутилированной воды. Оборудование уже установлено, проводятся его испытания. С названием определились сразу - «Святая Чаша», ведь об этом роднике знают и в Татарстане, и за его пределами. «Уникальные свойства воды Святой Чаши позволяют разливать её с минимальным вмешательством в состав. Ведь она насыщена минеральными веществами и имеет природную мягкость, - комментирует главный инженер Алексей Шахаев. - Воду берём с глубины 80-82 метра, степень минерализации на этом уровне как раз такая, которая необходима для поддержания водно-солевого баланса организма.

На предприятии будут разливать и «детскую» воду - для малышей до 3 лет, почти не меняя её состав. Благодаря мягкости и в то же время достаточному содержанию минералов эта вода полезна для здоровья. Важно, что это живая вода. Домашние же фильтры - это вынужденный компромисс, когда приходится очищать изначально далеко не идеальную воду. Словом, хорошая природная вода - насто­ящий подарок природы, и она у нас есть. Объёма воды из источника хватит для организации производства, и при этом люди по-прежнему смогут брать воду из Святой Чаши и купаться в ней. Чистая вода становится дефицитом на планете. Сбываются прогнозы, что именно за воду, а не за нефть в будущем станут конкурировать страны. Поэтому нужно ценить такой дар и делиться им с татарстанцами».

Смотрите также: