Население и не подозревало, что передачи из Московской радиостудии, голос знаменитого Левитана, сводки Совинформбюро по кабельной связи передавались в Казань и отсюда ретранслировались в эфир по всей стране. В январе-феврале 1942 года Казань стала ведущим радиоцентром и пунктом междугородной связи, а также резервным центром правительственной информации. Об истории радиосвязи в годы ВОВ рассказывает известный казанский краевед, член Союза журналистов России Борис Милицын.
Радиомаяк
Уже в 1941 году телефонная связь между Москвой и другими важными в оборонном отношении пунктами страны велась исключительно через Казань. В том числе – связь Главнокомандования с Куйбышевом, в котором, как известно, размещалось эвакуированное советское правительство.
В первую военную осень начинается масштабная перестройка местного радиовещания. По приказу Наркомата связи СССР в Казани формируется мощный приемно-передающий радиоцентр. Его стержнем стала крупнейшая в стране длинноволновая радиовещательная станция «РВ-84», доставленная из подмосковного Ногинска. Из Одессы в Казань эвакуировали станцию связи «ДРК-15». Радисты трудились круглые сутки и к январю 1942 года смонтировали передатчик, систему энергопитания и антенное хозяйство. Обновленная «РВ-84» вышла и эфир в феврале 1942 года.
Контрпропаганда
В годы Великой Отечественной войны отсюда выходили в эфир сводки Совинформбюро. Мощность линии впоследствии была усилена, что позволяло принимать ее передачи и в Европе. Чем и активно пользовались в целях контрпропаганды. Так, в 1944 году из Казани на Польшу велась постоянная передача с призывами к борьбе с гитлеровским режимом. Казанская радиостанция настраивалась через специальную аппаратуру на частоту фашистского варшавского передатчика и немецкая речь перебивалась голосами наших дикторов. Немцам приходилось выключать свой передатчик. Их контрразведке так и не удалось найти источник «вражеской» информации. Думали, трансляция идет из Варшаве или Белоруссии.
После войны
Легендарная радиовещательная станция «РВ-84» была демонтирована лишь в 60-е годы. Сами казанцы слушали вещание только по городским, сельским проводным линиям радиоузлов или, как тогда говорили, из «радиотарелок». Все частотные радиоприёмники в стране были изъяты из обращения и хранились на государственных складах.
При этом для большей технической надежности и секретности в столице Татарии была создана специальная приемная радиостанция правительственной связи. Казанские радиопередатчики работали как вечные двигатели. Представить себе аварийное отключение одного из них даже на две-три минуты было невозможно – и кратковременное молчание в эфире считалось преступным вредительством. В сложнейших условиях связисты Татарии работали бесперебойно, потому что понимали: от надежной, устойчивой связи зависит в том числе и исход войны.