Доходная «матрёшка». Несколько жизней особняка купца Ажгихина

Ольга Юхновская / АиФ

Дома, как и люди, тоже имеют свою причудливую судьбу, и далеко не каждая бывает счастливой. Угловому дому на пересечении улиц Пушкина и Галактионова повезло. он уцелел и во время советской эпохи, и на новейшем этапе перестройки Казани в начале 2000-х благодаря своему расположению в историческом центре и основательной работе строителей: в XIX столетии люди возводили здания с расчётом «на века». 

   
   

Спасение особняка 

На центральной части фасада по улице Пушкина мы видим лепные цифры в большой розетке - «1915 год». Это дата последней перестройки усадьбы, принявшей к тому времени свой окончательный облик. На самом же деле усадьба - это своеобразная «матрёшка», она объединила в себе пять строений.

Фото: Из группы Kazan Nostalgique; АиФ / Ольга Юхновская

Самая старая часть - угловая. На этом месте в первой трети XIX века стоял двухэтажный кирпичный дом «курляндской гражданки» Анны Крейден, и вплоть по 1893 год им владели её наследники. Затем дом приобрёл купец Фёдор Беренс, который и инициировал очередную перестройку. Документально подтверждено, что его прошение подписал главный городской архитектор Константин Олешкевич. В 1906 году дом купил сарапульский купец Василий Ажгихин и владел им по 1916-й. При нём усадьба приобрела знакомый казанцам вид. Подсвеченное вечером здание привлекает своей красотой внимание не только горожан, им любуются многочисленные туристы. 

Предназначение строения было самым утилитарным: обыч­ный доходный дом, в подвальных помещениях и на первом этаже располагались торговые организации. До революции - различные лавки, склады и известный в городе «Инструментальный магазин Беренса» с прокатом роялей в том числе, выше располагались сдаваемые в наём квартиры с отдельными входами и кухнями. В советское время здесь работала популярнейшая «Булочная», а на верхних этажах проживали обычные граждане. Казалось бы, ничего особенного.

Фото: АиФ/ Ольга Юхновская

В реестр охраняемых памятников культуры городского значения особняк, носящий имя своего последнего владельца купца Василия Ажгихина, попал сравнительно недавно. После отселения последних жильцов усадьба разрушалась буквально на глазах: по стенам шли трещины шириной в пять сантиметров, прохудилась крыша, в окна без стёкол летели дождь и снег, не говоря уж о том, что были утрачены все кованые навесы, парапетные ограждения и внутренний декор. 

Новый владелец провел масштабные противоаварийные  работы, и к Универсиаде-2013 восстановил исторический фасад - лепнину, витрины первого этажа и утраченный балкон. Правда, не сохранилось ни одного иконографического изображения исторического балкона, поэтому при восстановлении кованых деталей авторы проекта реставрации взяли за образец очень популярную в то время в Казани Чебаксинскую ковку.     
   

Использовались только аутентичные материалы, пояснил один из авторов проекта Степан Новиков. По его оценке, фасады и сейчас, несмотря на то что дом четыре года стоял без отопления, в отличном состоянии. А руководитель реставрационных мастерских Иван Никонов уточнил, что «самой сложной частью работы было историческое исследование и проектирование.

В задачу группы из 16 человек входило создание эксклюзивных форм для отливки из гипса, доработка сохранившихся образцов и воссоздание утраченных элементов». Особый вид работы, по словам Никонова, монтаж лепнины на фасад. Каждая форма крепится на арматуру, как и в XIX столетии. Вес самой тяжелой розетки (например, с вензелем владельца «В.А.») - около 100 килограммов! Представляете, какими виртуозами должны быть мастера? Кстати, срок жизни гипсовой лепнины - около полувека, всё зависит от условий эксплуатации. 

Особняк изнутри. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская

Арка для карет 

Итак, после четырёхлетней паузы в особняке Ажгихина вновь закипела работа: восстанавливаются внутренние помещения, потом дойдет дело и до интерьеров. В 2017 году, по словам представителя компании Светланы Бородиной, предстоит заново оформить дверные и оконные проемы, застеклить их, провести стяжку полов, оштукатурить стены, закончить крышу.

Восстановят всё, что возможно - тяги, конфигурацию помещений, мраморную лестницу, удивительную проездную арку для карет в сквозном дворе, а также «родную» метлахскую напольную плитку на первом этаже. При реконструкции выяснилось, что производилась плитка на предприятии знаменитого казанского богача - промышленника Ушкова и обеспечивала буквально всю империю.

100 кг весит эта розетка с инициалами. Фото: АиФ/ Ольга Юхновская

Правда, есть одна тонкость: секрет изготовления метлахской плитки утерян, подобную технологию используют только в Европе. 

Реставрация старых домов - процесс, не терпящий аврала, так что особняк Ажгихина заживёт по-новому не раньше 2018 года. Владельцы здания намерены сохранить функции прежнего доходного дома. Только вместо квартир в особняке разместятся общественные заведения, возможно, ориентированные на молодежь, учитывая максимальную близость университетского городка.