Центры сбора денег. Зачем татарстанцам новый республиканский ЕРЦ?

Дарья Ходик / АиФ-Казань

«Пилоты»

К концу года в республике должен заработать республиканский ЕРЦ. Действовать он будет на базе существующих в районах расчётных центров и абонотделов «Татэнергосбыта» и под его началом. С февраля отделения заработали в Заинске, Елабуге, Азнакаеве, Лениногорске, Лаишевском, Тукаевском и Нурлатском районах. С октября в пилотном режиме работает ЕРЦ в Зеленодольске. 

   
   

«Основные задачи - создание единой базы данных потребителей-жителей, контроль за финансовыми потоками, разработка единого стандарта обслуживания», - рассказал на недавней коллегии минстроя Татарстана глава «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов. По его словам, ранее в обязанности ЕРЦ не входило доведение средств населения до поставщиков. Денежные средства аккумулировались на счетах УК, которые самостоятельно перечисляли их ресурсникам. Сейчас же поступившие средства граждан расщепляются и распределяются по поставщикам коммунальных услуг, а также УК - за жилищные услуги. Деньги перечисляются за вычетом агентского вознаграждения. 

И это - один из самых важных вопросов. Размер агентского вознаграждения неодинаков - обслуживание одного лицевого счёта обходится от 12 до 131 руб­ля. Или от 1 до 2,5% (и выше) от перечисляемых в ЕРЦ средств. В энергосбыте предлагают сделать оплату единообразной и включить в тариф за управление жилым фондом. «Размер агентского вознаграждения должен зависеть от объёма оказываемых услуг. Одной из востребованных услуг является взыскание долгов за ЖКУ», - недвусмысленно заявил Сулейманов. 

Так, например «функция выбивания долгов» существует в Лаишевском, Мамадышском, Нурлатском, Елабужском районах. Сколько стоит этот объём работ в тарифе (включая содержание штата взыскателей), пока неизвестно. Но добавим, что при создании республиканского ЕРЦ обновили 87% компьютеров, закупили новое программное обеспечение (новую билинговую систему, хранение данных на «облаке») - всё это стоит денег, которые могут найти отражение в тарифе.

Вне правового поля 

«Мы в своё время выяснили, что денежный оборот в таких центрах в Уфе достигал 14-15 млрд рублей в год. Ещё в 2013 года Верховный суд Башкортостана вынес решение, что расчётные центры не имеют права принимать плату на свой расчётный счёт, но они как работали, так и работают, - вспоминает экс-председатель Совета домкомов Уфы Зухра Хуснутдинова, недавно переехавшая в РТ. - На программное обеспечение в год расчётный центр тратил 3-4 миллиона руб. Что это за оборудование такое, космическое что ли? Обосновать можно любые траты, проверять некому». 

В пресс-службе «Татэнергосбыта» «АиФ-Казань» между тем прокомментировали, что «при возникновении вопросов по качеству предоставленных услуг жителям необходимо обращаться в свою управляющую организацию, а по расчетам в платежных квитанциях - в участок расчетного центра по месту обслуживания».  Но когда наш корреспондент, получив платежку от зеленодольского «ЕРЦ-Татэнергосбыт», позвонила с жалобой на начисления, оператор заявила, что они работают только с юрлицами и отправила в УК. При этом в полученной от «ЕРЦ-Татэнергосбыт» платежке нет ни печати, ни каких-либо контактов управляющей компании. Вот вам и новые «стандарты качества обслуживания». То есть рассылать платёжки, принимать деньги населения на свой счёт, выбивать долги им можно, а спрашивать с них нельзя?

На федеральном уровне до сих пор не определён статус расчётных центров, признал  Сулейманов. Неслучайно у антимонопольщиков были претензии к ГРЦ в Челнах: выставление платёжек через агента они признали незаконным в суде. По мнению татарстанского УФАС, управляющие компании вправе использовать расчётный центр только по решению общего собрания. Ещё одно условие: деньги должны поступать на спецсчёт агента, а не на расчётный счёт расчетного центра (как сейчас). Но кто из собственников голосовал за наличие посредника в платёжке и согласится на рост тарифа? Ведь ведения базы данных потребителей, организации приёма платы и другое уже входит в обязанности УК.