Болезнь цивилизации. Почему детей-инвалидов с каждым годом всё больше?

Сегодня выхаживают детей размером с ладошку, но глубоко недоношенные дети часто имеют пороки развития. © / Алёна Овчинникова / АиФ

По данным главного бюро медико-социальной экспертизы Татарстана (МСЭ), к началу 2019 года в республике насчитывалось около 14,8 тысяч детей-инвалидов. За год их количество выросло на 13%.  Тенденция роста сохраняется уже который год. Готово ли государство и общество к такому вызову? Подробности в материале «АиФ-Казань».

   
   

«Для чего растили?»

На днях в Верхнеуслонском районе республики случился скандал: из детсада исключили ребёнка-инвалида. У девочки сахарный диабет, а условий и людей для работы с такими детьми нет, вот и побоялись в детсаду взять на себя такую ответственность. После вмешательства прокуратуры ребенка вернули в детский сад при условии, что мама будет работать там же.

«Других вариантов нет, - говорит старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. – Ведь, чтобы за девочкой присматривать, нужно содержать пять-шесть специалистов.

В Казани в 2018 году был похожий случай – из детсада исключили мальчика с сахарным диабетом. Прокурор отреагировал иском, и суд обязал образовательное учреждение принять ребёнка. Но в Казани возможностей больше – и медицинских, и образовательных. После инцидента в Верхнеуслонском районе власти республики решили организовать курсы для медперсонала детсадов. Ведь у детей всё чаще встречаются и более тяжёлые болезни. Каждый третий сельский ребёнок-инвалид в республике страдает психическим расстройством.

Это проблема не одного района, а всего региона. По данным главного бюро медико-социальной экспертизы РТ, за год детей-инвалидов стало на 13%, чем годом ранее. К началу 2019 года их насчитывалось около 14,8 тысяч. Причём каждый третий новый ребёнок-инвалид в 2018 году имел психические расстройства и расстройства поведения.

Как рассказала руководитель экспертного состава №5 МСЭ Ильмира Саттарова, за пять лет уровень первичной инвалидности из-за психических заболеваний у детей вырос на 16%. Каждый третий такой  инвалид - из сельской местности. Неутешительные показатели в Агрызском, Муслюмовском, Камско-Устьинском, Мамадышском районах. Рост есть в Набережных Челнах. Лидируют расстройство личности, поведения, умственная отсталость.

На селе возможности, лечения, реабилитации, образования детей-инвалидов меньше. Не везде есть районные психиатры. Проблемы есть и с образованием. По закону «Об образовании в РФ» любой ребёнок имеет право обучаться в обычных школе и детсаду по месту жительства. И руководство учреждения должно создать условия, но, увы, институт тьюторства пока не развит.    
   

«У нас нет психологического сопровождения семей, работы с такими детьми и никто не заинтересован в этом, - говорит приемная мама троих детей с умственной отсталостью Татьяна Максимова из Аксубаевского района РТ. - Когда мы брали малышей, было воодушевление, мол, возьмём больных и выходим, а государство, общество нам помогут. Но я сама выучилась на педагога-психолога, чтобы помогать детям. Мы сами искали специалистов. Прошло больше 10 лет, а чиновники не могут ответить нам: «Что дальше?» Насте осталось 1,5 года учиться в коррекционной школе, и я не уверена, что она осилит техникум без нашего сопровождения. Иначе её навсегда закроют в психоневрологическом интернате. То же нас ждёт с Ангелиной и сыном Сашей. Разве ради такого будущего мы их растили?!»

По словам Татьяны Максимовой, без коррекционных школ тяжёлые дети редко достигают результатов. Тем более, что дети с психическим расстройствами чаще рождаются в неблагополучных семьях, которые даже диагноз ребёнка не знают. Возможно, рост инвалидности на селе связан с алкоголизмом.

Одни расстройства

В 40% случаев к инвалидности в раннем возрасте приводят патологии плода, беременности или родов, то есть здоровье матери, уверена руководитель службы реабилитации Детской республиканской клинической больницы, профессор Дина Гайнетдинова. «Неонатальная служба сегодня надрывается, - признаётся она. - Преждевременные роды – серьёзная проблема. Мы выхаживаем всех детей, которые родились на 22-й неделе беременности (а надо выхаживать 40 ровно), и весом 500 граммов – ребёнок, который умещается на ладони. 71 % детей выживают». Но из-за глубокой недоношенности формируются умственная отсталость (36 %), ДЦП (30 %), а также эпилепсия, слепота, глухота и так далее.

«Детская смертность уменьшилась, а инвалидизация увеличилась, - констатирует исполнительный директор Центра лечебной педагогики «Чудо-дети» Ася Кислова. - То есть детей с критической массой выхаживают, но они растут с задержкой развития. Эта проблема тянет за собой другие – где ребёнок будет учиться, в какой колледж он пойдёт, какой профессией овладеет, сможет ли приспособиться в жизни, в каких условиях будет жить? Инклюзия - в зародышевом состоянии. Рабочих мест нет. Дети вырастут, и как они социализируются в обществе, далёком от толерантного? Нарастает клубок социальных проблем, и государству необходимо включаться финансово, создавать программы, учреждения, чтобы их решать».