Жизнь на сказочном острове
Кузница одного из самых знаменитых ремесленников Татарстана Алмаза Казакова находится в бывшем конном дворе на окраине сказочного острова Свияжск, что в 30 км от Казани. Здесь же расположены гончарка и мастерские по плетению из лозы и изготовлению кожаных изделий.
Он приходит сюда обычно к 9:00. Мастерская у него просторная, покрыта рабочей коричневой пылью, в углу горн, посередине – две наковальни, повсюду молоты и кувалды, металлические розы, подковы, обереги по фэн-шуй, кольчуги, меч и шлем. Рядом - металлические формы для чеканки монет «На счастье» и старый патефон. Атмосфера эпическая: в кузнице почему-то слушают грузинские песни.
С утра в кузнице разжигают огонь: сначала дрова, потом – каменный уголь. За день у Казакова и его подмастерьев уходит около пяти мешков угля. Огонь здесь берегут: нет толку разжигать целый горн, если ты трудишься только над чем-то одним.
Учитель, вышибала и повар на Рублевке
Алмаз говорит, что лень у него в крови не заложена: все детство дед в деревне с рассвета будил, учил косить сено, рубить дрова. В студенческие годы Казаков подрабатывал: денег в доме не хватало – на родительских плечах были младшие брат и сестра. Устроился «вышибалой», преподавал английский и турецкий в начальной школе, затем друг-татарин позвал в Москву: Алмаз стал барменом в Большом театре, с надписью в пропуске и в трудовой «буфетчица». «Где есть один татарин, через год будет 50, - смеется Казаков. – Татары напористые и друг друга в беде не оставят».
«Поехал в отпуск и попал в кузницу»
Однажды, во время отпуска Казаков приехал в Казань, и знакомая позвала его на экскурсию в кузницу Сергея Ершова. Звук удара молота об наковальню заворожил Алмаза. Казаков попросился к кузнецу в ученики, но угрюмый ремесленник как отрезал: «Не возьму! Много вас таких тут ходит, а как руки до дела доходят, то сразу исчезаете». Но Алмаз не отступал: в первый же день, до прихода Сергея, аккуратист убрался в кузнице, после чего мастер решил, что толк, наверное, с него будет.
Парень променял «рублевский» гонорар на 600 рублей ученического оклада. «Три года обучения, я себя даже кузнецом не осмеливался называть. Сейчас уже 10 лет с огнем, мужицкой силой и металлом связан. Ни разу не пожалел об этом», - рассказывает ремесленник.
После казанской кузницы, поехал Казаков снова в Москву – теперь уже повышать квалификацию. Говорит, что в провинции люди неприхотливы – простые вещи заказывают, а вот в Москве – выкованные решетки и ограды – целое произведение искусства. Клиенты там строгие: сначала просят чертеж, потом макет из пластилина и только потом окончательный металлический вариант.
Со временем Алмаз вживался в образ: придумал себе творческий псевдоним «Казаков» (его настоящая фамилия – Фатыхов). «У меня прадед служил в казаках на Дону 25 лет. Когда он вернулся, в деревне все начали звать его «казак». И до сих пор родных так и именуют».
Решил измениться и внешне: проколол уши и вдел серьги, сделал тату. Теперь на одном плече – бог – покровитель кузнецов, на другом – зубр, вымирающий вид, как и кузнечное ремесло.
Кузнец-шоу
Следующим этапом проявления таланта кузнеца стало «Кузнец-шоу». «Однажды под Новый год друг попросил меня сыграть роль Деда Мороза и я задумался, а почему не придумать представление с наковальней и молотком», - вспоминает Алмаз.
«В языческие времена молодоженов на Руси расписывали кузнецы, - рассказывает Казаков. – Они им кольца ковали обручальные, подковы на счастье, украшения невесте. Считалось, сила кузнеца и металл будут оберегать семью всю жизнь. В «Кузнец-шоу» я возродил этот древний обряд».
Ковал «счастливые» подковы он не только на свадьбах, но и в Свияжске и на Сабантуях с депутатами, с олимпийскими чемпионами, и даже с Путиным и Медведевым.
Написал президенту в Twitter
Однажды Алмаз зарегистрировался в Twitter и подумал, кому бы написать. Увидел страницу президента Татарстана Рустама Минниханова и оставил ему сообщение: «Здравствуйте, это Алмаз-кузнец, не забывайте меня». Вскоре президент дал указание «занять» ремесленника. Так Казаков попал на Конный двор в Свияжск. И уезжать отсюда не желает: здесь тишина, спокойствие и свежий воздух.
Он руководит работой всех мастерских в конном дворе – «гончарной», «кожаной», «лоскутной». Но в основном, в течение дня Алмаз учит своих подмастерьев своему ремеслу, то и дело, подходя к ним и объясняя, а иногда и сам поправляет погрешности на металле. Иногда кузнец и подмастерье работают над одним изделием вдвоем. Например, если толстый пруток нужно сделать тонким. Учитель показывает, куда нужно бить, ударяя по металлу молотком, ученик бьет туда же, но уже кувалдой.
Кузнец - и колдун, и шаман, и знахарь
Алмаз добавляет каменный уголь в горн, огонь раздувается, становится жарко, щиплет глаза. В таком огне металл обычно нагревается до 900 градусов, в 1200 градусов он уже начинает плавиться. Кузнец берет стальной прут, кладет его в огонь и рассказывает, что на Руси кузнецов и уважали, и боялись – считали, что они не от мира сего. «Недаром кузнецы жили всегда на отшибе у края деревни. В Свияжске, например, в 16 веке было 40 кузниц и почти все они располагались на одной стороне острова, - говорит Алмаз, хорошо знакомый с историей, обрядами своей профессии.
Казаков берет красно-рыжий металлический прут из печи и кладет на наковальню. Вот уж когда металл становится мягким, податливым как пластилин. Удар молотом, снова удар. «Кузнец был для всех то ли колдун, то ли знахарь, то ли волхв – чем то между богом и сатаной, - комментирует свои действия кузнец. - Он самый нужный на селе «чувак» был – красивую утварь, инструменты, украшения мог создать, любую тварь мог подковать, даже самого черта».
Завершив ковку, Казаков опускает горячий металл в воду. Говорит, что раньше вода, в которой металл закалялся, считалась целебной и ее пили.
Работа кузнеца богата традициями и суевериями. «Если куешь много одинаковых деталей, вместо «последний» говори «крайний», иначе жди, что следующий выкуешь кривым. Ковать нужно всегда с позитивом, заряжать металл положительной энергией, особенно подковы на счастье», - уверен Алмаз.
«В ковке есть свое меню»
«В ковке тоже есть свое меню. Если знаешь основу дела, то уже потом начинаешь фантазировать и экспериментировать, добавлять что-то от души», - делится секретами кузнец.
«Дело не в том, сколько ты металла используешь, и дорого ли он стоит, - объясняет Алмаз. – Из металла, размером вот в эту зажигалку (достает из кармана) я могу сделать сувенир стоимостью 200 рублей, а если потрачу больше времени и приложу максимум усилий – сувенир на 10 тыс. рублей. Важно не то, что ты делаешь, а зачем делаешь. Работа должна тебе нравиться».
За день в кузнице изготавливают несколько десятков сувенирных подков, ножей, медальонов со святыми, подсвечников, подвесок. Каждый зарабатывает по труду – сколько сделал столько и получишь. Сезон продаж – лето. «Когда туристов много летом, весной и осенью – мы куем на улице, и все проходящие могут видеть, что мы изготавливаем», - говорит Казаков.
Мечты ремесленника
Алмаз мечтает, чтобы на конный двор летом съехались как можно больше ремесленников. «Большинство гениев с золотыми руками никто не знает, и они не умеют на своем труде зарабатывать, - рассуждает он. – России нужно прекратить закупать дешевые поделки из Китая и продвигать наших отечественных мастеров».
Кузница Алмаза непростая, а интерактивная: здесь каждый желающий турист может выковать себе что-нибудь на память.
Алмаз Казаков уходит с работы поздно, бывает, задерживается даже до пяти утра. Несколько раз в неделю он ездит в Казань к жене - Надежде (Заслуженная артистка Республики Татарстан – прим. автора) и четырехмесячной дочке Амалии. Летом семья перебирается в Свияжск. Алмаз считает себя счастливым и мечтает о простом кузнечном счастье: чтобы дом и мастерская были рядом, и детей побольше.
Смотрите также:
- «Мы все делаем по солнышку»: кубанцы променяли городскую жизнь на родовое поселение →
- Мария, Марианна, Изаура, Мануэла: как сложилась судьба звезд любимых сериалов →
- Русский художник стал признанным в мире каллиграфистом →