«Проблема мусульман в том, что они стали много заниматься политикой»
- В одном из интервью Вы указывали, что социальная работа – одно из решений проблемы радикальной молодежи. Почему именно социальное служение так важно сейчас?
- Проблема мусульман, особенно духовенства, в том, что они стали много заниматься политическими вопросами. А политика, как известно, это борьба за власть. То есть изначально такая деятельность не несет созидательной основы и имеет отдаленное отношение к вере. Она скорее вредит вере: вере мусульман в Бога и вере остального общества в мусульман как здоровую часть социума.
Конечно, заниматься исключительно вопросами культа и религиозных ритуалов мусульманскому духовенству недостаточно. Поэтому наиболее достойной заменой политической деятельности должна стать благотворительная работа. Это благородная миссия, которая не только поможет решить многие общественные проблемы, но и повысит авторитет традиционного духовенства в глазах мусульманской молодежи. Не секрет, что во многом из-за непризнания официальных мулл молодые мусульмане ударяются в различные секты и деструктивные течения.
- Как это связано с вопросами радикализма и экстремизма?
- Основной вопрос, который необходимо сейчас решить, чтобы предотвратить популяризацию радикальных настроений звучит так: как отвлечь нашу мусульманскую молодежь от сектантских религиозных течений? Ведь не секрет, что именно среди городской молодежи наиболее сильные протестные настроения.
Совершено логично, что в поисках источника справедливости молодежь обращается к Богу. И в этот момент мусульманскому духовенству и следует проявить максимальное внимание к ним. Традиционному исламу необходима продуманная доктрина социального служения. Когда молодые мусульмане увидят, что за решением социальных проблем не надо обращаться к сомнительным проводникам и сомнительным джамаатам, можно прийти в любую официальную мечеть, тогда популярность традиционного ислама среди молодежи возрастет.
«Пусть молодежь почувствует свою востребованность в мечетях»
-Проблема радикализации молодежи действительно есть?
- Конечно, есть. Сектантские, деструктивные и прочие нетрадиционные течения пустили корни в нашей стране. Самое главное для нас - это профилактика экстремизма, то есть создание всех условий, чтобы молодежь не увлекалась идеями залетных проповедников.
Молодежь - это самая активная часть нашего общества. Не надо ее бояться и тем более бороться с ней, когда они это чувствуют, то они еще больше ожесточаются. Необходимо работать с молодежью и сделать все, чтобы ту энергию и энтузиазм, которые имеются у них, направить в созидательное русло.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ОБЕД В МЕЧЕТИ «СУЛЕЙМАН». ИСТОЧНИК ФОТО: www.suleiman.ru
Мне кажется, каждая более или менее крупная мечеть должна создавать при себе центры или объединения по помощи нуждающимся. Наркоманы, инвалиды, одинокие и брошенные пенсионеры, многодетные семьи… Перечислять все проблемы общества времени не хватит! Работы для мусульман непочатый край! Пусть молодежь почувствует свою востребованность. Пусть они создают активные махалли при мечетях, развивают инфраструктуру. Одним словом их надо занять делом, вовлечь в социально полезную работу.
На уровне идеологи мы должны провозгласить курс на социально ориентированный ислам.
- Какую именно социальную работу может выполнять мусульманская молодежь?
- Социальная работа это то, что делается ежедневно. И для этого нужны, в том числе, финансовые средства, именно с этой целью и надо создавать махаллю нового типа. Ведь нуждающиеся должны чувствовать заботу о себе буквально каждый день. Проводить образовательные курсы, посещать их на дому, решать их повседневные проблемы вот в чем выражается социальная работа. Более того, сама пропаганда социально ориентированной деятельности это тоже часть работы, которая должны вестись мусульманами. Повторю нам необходимо разрабатывать доктрину социального служения.
- Кто должен инициировать благотворительную работу?
- Наши мусульманские ученые. Неслучайно ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин постоянно говорит о необходимости формирования мусульманской интеллигенции. Я полностью с ним согласен. Конечно, возрождать и изучать наше дореволюционное наследие надо, но еще более актуально, чтобы у нас появилась своя плеяда современных богословов и ученых. Нам нужна современная идеология.
Следование Корану и Сунне, а также наши адаты, все это является частью того, что мы называем традиционным для татар исламом. Но этого мало. Необходимы ответы на вызовы современности. Это большая работа. И ею должны заниматься молодые мусульмане. Теория и практика должны быть связаны.
Различные секты привлекают в свои ряды молодежь именно через манипулирование социальными проблемами, у них у всех (как у мусульманских, так и христианских сект) очень продуманная социальная программа, умные теоретики и натренированные проповедники. В этом отношении мы проигрываем, традиционными российскими мусульманскими проповедниками это поле недооценено.
- Проблема выработки современной адекватной идеологии развития мусульманского сообщества Татарстана и его взаимодействия с государством сейчас крайне актуальна. Куда нам двигаться?
- Недавно я смотрел передачу по телевидению, где один московский политолог рассуждал о том, что татар необходимо направить по пути западной секулярной культуры, отгородить их от ислама и т.д. Такие рассуждения у меня вызывают недоумение. Во-первых, мы, татары, сами можем решать свои вопросы, без вмешательства посторонних острословов. Во-вторых, меня удивляет, когда нам говорят про современное светское секулярное общество и в качестве примера ставят страны Запада. Почему мы всегда должны брать в пример западную модель? Что она с собой принесла в наше общество?
ЗАНЯТИЯ В МЕЧЕТИ «СУЛЕЙМАН». ИСТОЧНИК ФОТО: www.suleiman.ru
Чем характеризуются современные западные общества? Можно ответить по порядку: демографической ямой, из-за чего европейцы исчезают физически; кризисом института семьи, так как в брак стараются вступать как можно позже, а большинство семей распадается; легализацией однополых браков и гей-парадами; алкоголизацией населения; легализацией наркотиков и т.д. Иногда мне кажется, что те, кто призывают нас воспроизводить западную секулярную модель, являются латентными самоубийцами. Ну как можно желать своему обществу идеологии, которая в течении 3-4 поколений приведет к его физическому исчезновению или деградации? Неужели нам нужен этот культ гедонизма, наплевательского отношения друг к другу, который царит на Западе? Какой толк от развитых западных технологий, науки, медицины и принципов демократии, если сами носители всего этого находятся в духовном кризисе и через несколько десятилетий исчезнут как популяция? Мы хотим себе такой же участи?
Наша страна и без того находится в глубокой демографической яме, которая приведет к тому, что через несколько поколений коренных народов России станет вдвое меньше. У нас и так 60 процентов браков распадается в первые 2 года совместной жизни. Я молчу про ужасающие цифры наркомании и алкоголизма. Куда еще дальше? И на фоне всего этого нас упорно пытаются отдалить от религии, от наших духовных и морально-нравственных корней. А какая альтернатива?
- И что нам в этой ситуации делать?
- Искать свой путь. Хотя далеко в этом поиске идти не надо. В нашей стране есть традиционные религии и на них в вопросах духовно-нравственного возрождения и надо опираться. В Европе церкви под ночные клубы сдают. Мы тоже хотим этого у себя?
Да, нам необходимо и дальше развивать науки и технологии, но при этом необходимо не забывать и о душе. Наша духовность имеет многовековую традицию и надо на нее опираться.
- Однако сейчас любой интерес молодежи к исламу пытаются заклеймить словом исламизация.
- Я не очень понимаю, что значит это слово. Если мы говорим о росте экстремизма и радикализма это одно, но простое обращение молодежи к религии, к исламу это положительная тенденция и никакого отношения к радикализации это не имеет.
- Каково место мусульман в современной России?
- Мусульмане в России могут стать опорой российской нации. Пассионарность мусульман очевидна, у них есть идеология, есть строгие ценностные и моральные принципы. В сочетании с освоением наук и технологий это может привести к духовному возрождению страны.
И не надо бояться роста численности и влияния мусульман. Самый примитивный путь – воспринимать рост ислама как угрозу для России или же для православия. Однако все ровно наоборот. Религиозность мусульман может подтолкнуть православных к еще большему интересу к своей религии.
Самое главное для нас сейчас добиться гармоничного развития мусульманского сообщества. В лояльности государству и мирному и созидательному взаимодействию с другими членами общества.
Смотрите также:
- Евгений Сатановский: «Ситуация в Татарстане пока не дошла до состояния войны, но к ней всё готово» →
- В Татарстане откроется исламское радио, увеличится количество национальных газет и телепрограмм →
- Илдус Файзов: «Горжусь профессией актёра» →