Василий Лихачев о левом тренде, «парламентском корпоративе» и национальной концепции России

«Образно говоря, сегодня внутренняя жизнь России окрашена во все семь цветов радуги, - отмечает экс-вице-президент РТ, а ныне депутат Госдумы РФ Василий ЛИХАЧЁВ. - Но для государственного управления необходима устойчивость. То есть надо выбрать один, максимум два, три цвета, и этому тренду соответствовать».

   
   

Эффективность должна быть иной

- Василий Николаевич, никого не удивляет, что вы с вашим опытом - в Госдуме. Но почему во фракции КПРФ?

- Сегодня особенно на европейской площадке, которая мне очень близка, видно, как большую силу набирает левый тренд. Это связано с ростом социальных проблем, тем, что официальные структуры того же Евросоюза не могут до конца решить острую социальную проблематику. Левый поворот не может не затрагивать и Россию. Наряду с позитивным движением вперед субъекты РФ, в том числе и РТ, имеют и значительное число проблем. Я вижу, что с левого угла эти вопросы фокусируются значительно сильнее, правдивее. Более значимы и предполагаемые средства их решения.

 

Василий Лихачев: В России идет процесс самоидентификации

 Но, если откровенно, то работа в течение 7-8 месяцев в Госдуме едва не сделала меня пессимистом. Очень трудно разворачивать депутатский корпус, особенно «Единую Россию», на реальное восприятие и регулирование решение многих вопросов. Идут судьбоносные для политической, экономической системы страны законопроекты. КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР вносят в них свои предложения, поправки. И в большинстве случаев это работа без отдачи, без ощутимого итога. Есть преимущество депутации «ЕР», которая может использовать пусть не конституционное большинство, но большинство простое. И проводятся те решения, которые нужны правительству. Через некоторое время, замечаем, идут поправки от того же правительства, те же самые, на те же самые темы, о которых говорила, скажем, КПРФ.

 

Среди членов фракции «ЕР» много моих друзей. Когда мы говорим наедине, они со многим соглашаются. Но только попадают в форму этого «парламентского корпоратива», психология меняется, и они голосуют без личного анализа. Сколько это будет продолжаться? Ведь рано или поздно люди предъявят нам претензии: мы вас послали туда, почему вы не можете эффективно работать? Конкретный пример: ратификация протокола о присоединении РФ к ВТО. Наша фракция консолидировано голосовала против. Нас мотивировало то, что на многие вопросы правительство не давало конкретного ответа, что очень плохо центральная власть информационно поработала с регионами. А сейчас весь этот массив международных правовых норм пойдёт и будет бить по регионам прежде всего – по юрлицам, хозяйствующим субъектам. Мы сегодня не готовы многие эти нормы применять. Я предлагал открыть специализированные курсы, чтобы правовые нормы ВТО знал любой нормальный бизнесмен. Ведь проблема образования, информирования должна была быть решена до ратификации протокола. Такое ощущение, что сначала принимаем решения, а после начинаем думать, стоило ли их создавать. Такого рода подход в принятии серьёзных решений проявляется и у федеральной, и у региональной власти.

   
   

- Чем отличается сегодняшняя политическая жизнь России от ситуации в «лихие» 90-е?

- В тот период, когда у власти находился Б. Ельцин, Россия после распада СССР решала вопросы самоопределения: утверждение суверенитета, создание жёсткой правовой основы в лице Конституции РФ 1993 года. В действующую Конституцию РФ вошли два моих предложения. Сегодняшнее время я называю поиском самоидентификации РФ. Во внешней сфере проблемы у нас есть, но они не настолько остры для гражданского общества, для населения России. А во внутренней сфере какая-то чересполосица идёт: белое, серое, чёрное и т. д. Если говорить образно, сегодня внутренняя жизнь РФ окрашена в семь цветов радуги. Но для государственного управления необходима устойчивость. Надо выбрать один, максимум два, три цвета, и этому тренду соответствовать.

 

Борьба идей

- По данным «Левада-центра», население не доверяет депутатам, представителям власти, судебному корпусу, но верит врачам, военным, учителям, которые ему близки и находятся в зоне неблагополучия – с точки зрения зарплаты, например.

- Главная причина в том, что современная власть не даёт четкого ответа на вопрос, куда движется Россия как суверенное государство, по каким направлениям и векторам развивается наше общество. И вот это непонимание приводит к тому, что сегодня люди разоружены с идейной точки зрения. Отсюда и своеобразные процессы – очень жёсткие, даже жестокие. Идеологическую нишу заполняют с помощью религии, в том числе и через радикальные, крайние проявления. Анализируя с учётом своего опыта работы на Северном Кавказе (Василий Лихачёв 6 лет представлял интересы законодательного собрания Республики Ингушетия в Совете Федерации РФ – Прим. авт.) события, связанные с покушениями на исламских лидеров в РТ, хочу сказать: здесь не должно быть каких-либо компромиссов. То, что случилось, было направлено и на подрыв авторитета РТ, на столкновение представителей традиционных исламских течений с радикалами. Серьёзность ситуации связана и с тем, что идеологи так называемого Северо-Кавказского халифата рассматривают Татарстан периферийной частью своего движения. Татарстану там уготована роль пассивного элемента, даже не субъекта этой политики, а объекта. Это всё должно насторожить публичную власть, заставить вносить коррективы в деятельность силовых структур.

Теракты против представителей муфтията РТ вызвали очень серьёзное обсуждение в Москве на одном из последних заседаний Совбеза: как такое могло произойти? Ответ лежит на поверхности – власть прекратила заниматься этой самой идеологической работой, которую ругали в Советское время. Отсутствует общая духовная линия, «канва», которая должна делать нас всех союзниками. Сегодня процесс экономического развития страны, субъектов РФ приводит к тому, что идёт разграничение, отторжение людей. Образуются страты - чиновников, бизнесменов, промышленников и т.д. А это бьет по безопасности России.

- Какую объединяющую идею предложили бы вы?

- Она уже существует и юридически оформлена. Это - Конституция РФ. Если взять любой аспект Основного закона – там есть вещи, которые нам не просто приятны, но и адекватны настроениям, чувствам. Но для такой страны, как РФ, одной идеи не хватит – должен быть очень серьёзный политико-экономический, государственно-правовой комплекс – «магнит», который бы интегрировал общие мысли, волю граждан страны. Думаю, изменения в закон о политических партиях (снижение численности с 40 тыс. до 500 человек) внесены, чтобы каким-то способом активизировать население. Хотя трудностей с его реализацией будет немало.

Сегодня я, зная изнутри жизнь Татарстана, шокирован тем количеством жалоб, которые идут на мое имя в Москву из республики. По каким направлениям эта критическая масса существует? Во-первых, ЖКХ, и можно уже сегодня прогнозировать, что после осеннего повышения цен поток жалоб увеличится. Много проблем связано с работой МВД, судебной системы, прокуратуры, поддержкой пенсионеров, молодёжи. Один пример – женщина просит помочь восстановить счета своего отца. Речь идёт о вкладных книжках военнослужащих, появившихся у каждого солдата в 1942 г. Я возмущён отписками, которые люди получают по этому поводу из Центробанка. Думаю, Россия - нефтяная, газовая держава - вполне в состоянии выплатить эти деньги… Но бюрократия живет по своим законам, вызывая огромное раздражение в обществе. С этим надо бороться.

Озабоченность тем, что Россия могла бы идти по другому пути, по другим схемам и векторам, присутствует сегодня и в размышлениях Президента РФ. Но если он будет только озвучивать эти идеи, будет модератором – этого мало. В российском современном обществе должен появиться консенсус. Хватит только говорить о демократии, свободе. Нам надо все эти нормы применять практически, на деле, ответственно.

- Какие задачи, на ваш взгляд, необходимо сейчас решать Татарстану?

- Крайне важно сохранить толерантность, межнациональное взаимопонимание, высокие темпы экономического развития республики. Значение, роль Минтимера Шариповича Шаймиева сводилась к тому, что он, несмотря на возраст, на партийное прошлое, уловил современные тренды. И Татарстан, пройдя через очень трудные, сложные этапы, является сегодня одним из лидеров в стране не только в плане экономики, сельского хозяйства, но и по развитию технологий. Исторически так сложилось, что в республике комфортно чувствуют и русские, и татары, и представители других национальностей.

- Насколько адекватно реагирует на вызовы нового времени власть?

- Сегодня в аппарате президента Рустама Минниханова введена специальная ставка – нашли человека, который будет заниматься идеологическими вопросами. Но, думаю, что решение такого рода проблем должно происходить в очень тесном контакте региональной власти и федеральной. Если в России проживают представители более 150 национальностей, понятно, что у них есть специфические проблемы. На них надо реагировать, эта реакция предусматривает соответствующую материальную поддержку, кадровое обеспечение. Чтобы создать гомогенное устойчивое гражданское общество в РФ, и Россия утверждалась в качестве глобального игрока в международном сообществе, нам необходим диалог всех конфессий, между представителями всех национальностей.

 

Досье
Василий ЛИХАЧЁВ родился в 1952 г. в Н. Новгороде. Окончил юрфак КГУ. Доктор юридических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ. Работал председателем Госсовета РТ, зампредседателя Совета Федерации РФ, был постоянным представителем России в ЕС в Брюсселе, заместителем министра юстиции России.

Женат. Есть две дочери, два внука.

- Разве у нас этого не было?

- Было. И сейчас это движение получило новый импульс. Путин одним из первых указом от 7 мая 2012 года предложил создать концепцию национальной политики. Начали говорить о том, что надо найти авторитетного человека, который взял бы на себя функции Уполномоченного по правам национальностей. потому что до конца года этот институт будет создан. Мы все равно придем к осознанию необходимости создания специальной федеральной структуры по вопросам федеративных межнациональных отношений. Такой опыт в современной России существует, и его ни в коем случае нельзя забывать. Республике Татарстан можно было бы показать свою ответственность за решение этих сложных идеологических межконфессиональных процессов и учредить – первой в РФ – пост уполномоченного по делам национальностей. Для республики крайне важно выполнить роль как бы проводника современных процессов применительно к устройству других регионов. Особая судьба, особый бренд в этом отношении у РТ присутствует, и не надо стесняться.

 

- Вы имеете в виду Договор 1994 года между Россией и Татарстаном о разграничении предметов ведения в разработке которого вы участвовали?

- Любой политик, который соприкасался с процессом подготовки и написания этого договора, может считать, что прожил очень достойную жизнь.

Как известно, появилась уже вторая редакция этого соглашения, но меньшая по объему, чем первый вариант. У нее другая концепция, акцент сделан на гуманитарных, культурных аспектах. Тем не мене первый договор, подписанный 15 февраля 1994 года М. Шаймиевым и Б. Ельциным, - очень серьёзное достижение политологической, политической и юридической мысли России XX века. Договор решал серьёзные вопросы, связанные с установлением новых принципов региональной политики, той самой политики, которая предельно актуальна для России, которая ведёт к созданию научно обоснованной и весьма позитивной формы современной федерации. Этот договор позволил наладить глубокий диалог Московского и Казанского кремля. Позволил утвердить уважительное отношение и к Конституции РФ и Конституции РТ, утвердил равноправие татарского и русского языков и абсолютно равноправные статусы представителей всех национальностей и национальных групп, которые проживают в республике. Этот договор был обращён в значительной степени на создание режима безопасности, в том числе и государственной. После его подписания я встретился с помощником Уполномоченного по правам человека ОБСЕ, и он мне рассказал один примечательный факт. Когда в Рамбуйе в 90-е годы международное европейское сообщество рассматривало формулу взаимодействия Косово и Сербии, оно склонялось к тому, чтобы взять основные идеи российско-татарстанского договора. Только случай привёл к тому, что этот договор не получил международную прописку. Но идеи его актуальны в связи с тем, что действующее руководство РФ как раз озабочено переходом к новому этапу повышения объема самостоятельности и компетенции субъектов РФ. Нам предстоит к концу этого года подготовить новую концепцию межнациональных отношений. А значит, предстоит очень большая работа по мониторингу практики создания и главное – применения исторического договора между РФ и РТ.

Смотрите также: