Не стало Сабира Ахтямова – героя Советского Союза, награжденного орденами Ленина, Красного Знамени Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды. Он ушел воевать в 17 лет. Участвовал в освобождении Минска, дошел до Восточной Пруссии. «АиФ-Казань» встречался с Сабиром Ахтямовичем в 2009 году. Сегодня в память о герое мы публикуем этот материал.
Гроза танков Ахтямов
- Тяжело, - говорит Сабир Ахтямов, влезая в увешанный наградами парадный китель. – Три с половиной кило весит. Хотя не сравнится, конечно, с тем, что на фронте под огнём таскать приходилось!
Противотанковое ружье Ахтямова весило пуд (16 кг). Немецкие танки герой щелкал как орехи. Но когда стали отбирать тех, кому маршировать по Красной Площади, оказалось, боец ростом не вышел.
- Не годен. Следующий! На отборочном пункте в Кенигсберге офицер едва удостоил невысокого ефрейтора взглядом:
- Танки жечь, значит, годен, а на парад в Москву – ростом мал?!! – взвился паренёк.
- Ты мне тут не ори! Есть приказ: ниже метра семидесяти никого не брать! - попытался осадить бойца грозным окриком офицер, но Ахтямов его - как не слышал.
- Это кто здесь такой шумный? – к спорщикам спешил командир сводного полка генерал Кошевой.
- Ефрейтор Ахтямов.
- Ахтямов?! А ну, боец, расстегни шинель!
Дрожащими руками Сабир взялся за пуговицы… На гимнастерке сияла золотом Звезда Героя Советского Союза.
- Такого орла - и не взять?
- Генерал повернулся к обомлевшему офицеру. – Зачислить в полк!
Бронебойщики
…АРМАДА немецких танков проступила из тумана, словно призрачный город.
- Стреляй же, Ахтямов, нетерпеливо прошипел сзади «второй номер» - солдат Ваня Луковкин. – Ну!.. Чего ждешь?!
- Далеко еще, - отвел взгляд от прицела противотанкового ружья Сабир. - Начну сейчас – промажу. Танков много, а патронов – всего пуд.
Иван таскал патроны к пэтээру. Шестьдесят четыре штуки по двести пятьдесят граммов каждый. Когда крайний с левого фланга танк приблизился на двести метров, бронебойщик открыл огонь. Четыре выстрела - и громадина замерла. Боец переключился на другую махину. Гусеницу танка сорвало, и гигантскую машину развернуло боком к стрелку – осталось только добить. Третий танк уже карабкался на бруствер, где засели Сабир с Иваном. Бойцы бросились по окопу вбок и налево, в два счета оказавшись позади танка. Три выстрела превратили гусеничную крепость в груду дымящего металлолома. К танкам добавились еще два бронетранспортера и пара грузовиков со снарядами.
- Хорошо потрудились, ребята. К наградам приставлю, - пообещал комбат.
Иван Луковкин своей награды так не и дождался. В очередном бою мина разорвалась прямо над «вторым номером».
Схоронили
Восточная Пруссия. Дорогу нашим перегодили две «Пантеры». В лоб 15-сантиметровую броню не пробьешь.
И командир послал Ахтямова на вражескую территорию, в пустующий дом, откуда по танкам можно было ударить сбоку.
С новым «вторым» - рядовым Жигулиным - к дому пробирались ползком. На полпути Жигулина ранило. Сабир взял себе половину патронов и пополз дальше. В доме занял позицию на чердаке. Первый танк разнёс в два счёта. У второй «Пантеры» филигранно подбил орудие.
Когда из танка попытались выстрелить вновь, снаряд разорвало внутри башни.
Вражеская артиллерия обратила всю свою мощь на дом, откуда подбили танки. В считанные минуты от крепкого бюргерского дома остался один лишь дымящийся остов. Герой едва выбрался живым.
- Сынок, вернулся! - неповерил своим глазам комбриг. - Эй, вычеркните Ахтямова из списка!
На бронебойщика уже подготовили похоронку. Еще немного - и отослали бы матери домой.
«Зятья Москвы»
…Москва, 1945 год. Подготовка к параду. Когда солдаты ночами маршировали по московским улицам, студентки кидали из окон вниз записочки с адресами.
- Ребята ловили листочки и потом шли к девушкам домой знакомиться. Многие тогда стали «зятьями Москвы».
Поймал записочку и Ахтямов. Но знакомиться не пошел. Денег не было даже на скромный букетик.
- Это ерунда, - смеется Сабир Ахтямович. - Я свою первую супругу пять лет спустя встретил, в Арзамасе-16. В Татарстан Герой Советского Союза перебрался в начале девяностых. Продал в Горьком квартиру, машину, сад, положил деньги на книжку. А когда приехал в Казань, оказалось, что денег не хватит даже на автопокрышки. Все вклады сгорели. Высокий статус не спас. За все эти годы в качестве компенсации выплатили тысяч двадцать пять.
- На них разве машину купишь? - сетует Ахтямов.
Чего хватает, так это почестей. Перед майскими праздниками Сабир Ахтямович - просто нарасхват. В девяностые дважды от Татарстана ездил на парад Победы в Москву. Свой тяжелый китель он носит с достоинством. Как когда-то - пудовый пэтээр, обеспечивший ему пропуск на первый парад Победы.
Смотрите также:
- Забытый герой. Как боец выстоял против колонны врага и угнал немецкий танк →
- Роковое Знамя. Почему татар-знаменосцев Победы постигла печальная участь? →
- В Казани откроется музей им. Героя Советского Союза Сабира Ахтямова →