Обратиться за советом им не к кому: психологов и других специалистов не хватает, особенно в районах.
Не бояться проблем
В одном из районов Татарстана супружеская пара взяла на воспитание сразу двух девочек. Вскоре в семье начался разлад: мол, отец стал слишком строго относиться к новоиспечённым дочкам. Общественники, узнав об этом, поехали «спасать детей». Однако на месте выяснилось, что подругам просто хотелось обратно в детдом: там они чувствовали себя свободно. А здесь родители-аккуратисты начали прививать им хорошие манеры, вот девочки и провоцировали отца.
В другом случае женщина удочерила девочку из детского дома, не подозревая о том, что у неё серьёзное психологическое отклонение - нарушение привязанности. Приёмная мама старалась как могла, но тёплых отношений с девочкой построить не удалось. «Женщина приходила забирать дочку из детского сада, а она подходила с полным равнодушием, - рассказывает Татьяна Забегина, заместитель председателя Общественной палаты Татарстана. - То же самое продолжалось и в школе. Одноклассники выбегали к мамам и папам с радостью, а она - с каменным лицом». Проблемы начались в подростковом возрасте, когда ребёнок стал неуправляемым. В конце концов девочку вернули в детдом, поскольку для мамы в такой ситуации обеспечить её безопасность оказалось невозможным.
«Ситуации в приёмных семьях возникают совершенно разные, но большинство из них можно решить, не прибегая к крайним мерам, - говорит Татьяна Забегина. - Самое главное здесь не паниковать, а обратиться к нужным людям».
Спросить у соседа
Несколько лет назад в Татарстане поставили задачу снизить количество детей, содержащихся в детдомах. Результаты есть: например, из 114 воспитанников Нурлатского детского дома в госучреждении осталось только 42 ребёнка.
В республике функционирует несколько государственных программ, направленных на поддержку приёмных родителей. Одна из них - 80-часовые курсы для будущих приёмных мам и пап. Отбор происходит ещё на уровне подготовки документов: прежде чем пройти обучение, желающие заполняют множество анкет, в том числе предоставляют справки о доходах за последний год и об отсутствии судимости. До конца доходят не все: по ходу лекций специалисты начинают рассказывать будущим приёмным мамам и папам о возможных проблемах (от воровства до так называемого сексуализированного поведения ребёнка). Психологи выявляют мотивацию потенциальных приёмных родителей взять на воспитание чужого ребёнка. Помимо лекций обучающихся привозят в детские дома, чтобы те смогли оценить свои силы.
К решению проблем подключается и бизнес. В прошлом году один из грантов выиграл казанский женский кризисный центр «Фатима» совместно с центром помощи детям и подросткам «Сэрдэш».
«Мы разработали концепцию и провели несколько семинаров для опекунов и приёмных родителей, - рассказывает Венера Ибрагимова из женского кризисного центра «Фатима». - Часто родителям, чтобы получить часовую консультацию специалиста, необходимо по три-четыре часа ехать из района в Казань. Многие просто не доезжают, оставляют проблемы нерешёнными». Семинары, по словам Венеры Ибрагимовой, проводились бесплатно. Платить люди за такое не готовы. «Нужно поддержать родителей, чтобы они не приходили в ужас от трудностей, - говорит она. - У ребёнка, даже послушного, всегда будут проблемы. Например, одна из самых распространённых - ребёнок из детского дома часто примеряет на себя роль жертвы и не может стать лидером по жизни. Самое трудное - с этим справиться. Матерям это кажется катастрофой. И здесь на помощь приходим мы. Наша главная задача - пресечь у родителей естественное желание отдать ребёнка обратно. Бывают ситуации, когда родители, боясь проверок со стороны органов опеки, неправильно ведут себя с детьми. Например, ребёнку нужно спать, а у него не сделано домашнее задание. Здесь в первую очередь мама должна сохранить здоровье дочери или сына и позволить ему лечь спать».
В этом году грант достался Чистопольскому детскому дому. Два года назад госучреждению передали полномочия по подготовке кандидатов в замещающие родители жителей всего Закамского района (8 районов Татарстана). «Как только мы выпустили первую группу, поняли, что родителям нужна поддержка и после окончания курсов, - рассказывает Елена Валиева, директор детского дома. - Мы решили создать актив успешных приёмных родителей, которые помогали бы остальным. Так и родился проект «Плечом к плечу».
Ведь всегда удобнее спросить у своего соседа, как он воспитывает приёмного ребёнка, чем ехать за консультацией. Главная наша задача - создать привлекательный образ приёмного родителя». Сегодня в Закамской зоне 362 приёмные семьи, все они будут участвовать в проекте.
Мнение эксперта
Альфия МАХАТАДЗЕ, специалист психолого-педагогического центра помощи детям и подросткам «Сэрдэш»:
- Чтобы решить проблему воспитания приёмных детей, нужно взаимодействовать и со здоровыми семьями, перенимать у них опыт, ведь сложные ситуации в семьях могут быть одинаковыми. Я поддерживаю идею семейного клуба, в нашем центре «Сэрдэш» такой функционировал. Мы регулярно собирали родителей и детей из разных семей, опекунских и тех, в которых воспитываются родные дети. Играли с ними в игры, выполняли психологические упражнения. В ходе процесса выявляли проблемы современных детишек, пытались их решать. Городским детям не хватает контакта с родителями и живой природой. Мы придумывали для них специальные упражнения, например, «поздороваться с мамой носиками». На мой взгляд, это успешная модель и её можно применять повсеместно.
Комментарий
Гузель УДАЧИНА, Уполномоченный по правам ребёнка в Татарстане:
- Воспитываться в семье - это право каждого ребёнка. Тревожно, что 80% детей оказались без семьи не по причине смерти родителей. Чаще всего одного или сразу обоих родителей лишают родительских прав из-за пристрастия к алкоголю или наркотикам. Пока в этой сфере чётко не будет проработан механизм действий, социальное сиротство в республике не исчезнет.
Здесь много проблем. Например, сейчас дети из неблагополучных семей в основном уходят под опеку бабушек. А когда ребёнок достигает подросткового возраста, пожилые просто не могут полноценно их воспитывать. Остаётся единственный выход - сдать его в госучреждение. Пример нужно брать с Муслюмовского района. Муниципалитет работает с правильной установкой: всеми способами не допустить попадания ребёнка в детдом. Из 1491 приёмной семьи в республике 81 проживает в Муслюмовском районе. Там воспитывают по два, а то и по три приёмных ребёнка. И семьи там ориентированы правильно: на поддержание взаимоотношений с кровными родителями. Не боятся там брать и деток с отклонениями. К счастью, в районе есть коррекционная школа.
Смотрите также:
- Почему татарстанские мамы отказываются от младенцев? Расследование АиФ →
- Домашний прием. Почему сирот в Татарстане не становится меньше? →
- Секреты опекунства. Как стать мамой для приемного ребенка →