Безопасный помощник. Как в России борются со снегом и гололедом на дорогах

Густаво Зырянов / АиФ

Каждую зиму борьба с гололедом становится одной из ключевых задач коммунальных служб. Проблема не только в скользких тротуарах и дорогах, но и в безопасности жителей, состоянии окружающей среды и инфраструктуры. Сегодня все чаще говорят о современных инновационных противогололедных материалах, которые уже используют в Казани. Давайте разберёмся, что это за материалы и действительно ли они настолько хороши. 

   
   

Новый подход в уборке городов зимой

Ежегодно в крупных городах тысячи людей травмируются на скользких тротуарах. Например, в Казани такие случаи могут обходиться бюджету в полмиллиарда рублей в виде затрат на медицинскую помощь, больничные и потери трудоспособности. Это, не считая человеческого фактора: боли, восстановления и возможных осложнений.  

Для решения проблемы важно не только чистить снег и лёд, но и делать это экологично и безопасно. Однако многие реагенты оставляют вопросы к своему составу: соли вызывают коррозию и засоление почв, песок поднимает пыль и создаёт дополнительную грязь, а гранитная крошка травмирует лапы животных и повреждает дорожное покрытие. 

Каков современный реагент?

Современные реагенты - многокомпонентные. В отличие от привычных песко-соляных смесей они обладает рядом преимуществ:  

  • Безопасность для человека и животных. Мраморная крошка, которая входит в состав современных реагентов — это карбонат кальция, который не вызывает аллергий, не разрушается под ногами и не образует пыль. Даже если мелкие частицы попадут в организм, они полностью усваиваются. В составе реагента также используются соли, сходные по свойствам с морской водой, поэтому лапы животных при правильном применении не обжигаются.  
  • Экологичность. Мраморная крошка разлагается в почве, улучшая её структуру, а низкое содержание соли предотвращает засоление.  
  • Удобство в уборке. Весной мраморную крошку легко смыть с дорог, в отличие от песка и гранита.  
  • Эффективность. Современные инновационные реагенты работают при температуре до -30°C, создавая на льду шероховатую поверхность, которая предотвращает скольжение.  

Зарубежный и российский опыт  

Комбинированные материалы с мраморной крошкой начали использовать ещё в Норвегии в 1943 году. Этот метод оказался настолько эффективным, что его внедрили в Москве в 2011 году. Результат не заставил себя ждать: травматизм на тротуарах снизился втрое и остаётся на минимальном уровне по стране.  

В Скандинавии и Европе также используют гранитную крошку, но только как материал многократного применения: её собирают, отсевают и снова используют. От песка там давно отказались из-за грязи зимой и пыли летом.

Страх перед нововведениями

Несмотря на очевидные преимущества, многие города России всё ещё используют техническую соль и песко-соляные смеси. Причина — в их дешевизне. Однако экономия сегодня может обернуться большими затратами завтра: коррозия машин, разрушение дорог, загрязнение окружающей среды и рост заболеваемости у жителей.  

   
   

Как отмечает исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова, важную роль играет контроль качества реагентов и грамотный подход к их использованию. Например, в Казани часто не хватает рабочих рук, и коммунальные службы просто не успевают справляться с обильными снегопадами. Здесь важно развивать инфраструктуру, повышать престиж рабочих профессий и внедрять инновационные решения.  

Современный реагент — это шаг вперёд в борьбе с гололёдом. Он показывает, что можно сочетать безопасность, экологичность и эффективность. Однако, чтобы такие материалы стали нормой, необходимы изменения на уровне городского управления: грамотное составление тендеров, контроль за соблюдением технологий и внедрение новых стандартов.  

По словам Юлии Антоновой, экологичные города — это не мечта, а реальность, которую мы можем построить уже сегодня. Главное — не бояться нового и стремиться к лучшему качеству жизни для всех жителей, будь то человек или животное.